Публикации

Масленица идет, блин да мед несет

Дата: 11.03.2024

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 14996

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Русская поговорка

Быстро летят неделя за неделей, и вот подходит время Великого поста — долгие семь недель телесного воздержания, данные человеку для борьбы со своей плотью и исправления души. Совсем скоро во всех храмах пройдет трогательный и такой теплый чин прощения, во время которого в воздухе царит атмосфера абсолютного всепрощения и Любви Христовой. Но до него еще несколько дней — неделя Сыропустная, или как ее еще называют в народе — Масленица.

Издревле русский народ любил эти дни и проводил их в веселых гуляниях и ликовании, а каждый день седмицы имел свое название и обычаи. Понедельник назывался «встречей» масленицы, вторник — «заигрыши» — с этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, театральные зрелища с клоунадой и комическими сценами. Среду называли «лакомкой», которая открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами, но особенно этот обычай относился к тещам, которые приглашали зятьев на угощение. Четверг — «разгул» — на этот день приходилась середина игр и веселья. Пятница — «тещины вечерки»: зятья приглашали тещ на блины, во время чего, по обычаю, старшие учили детей жизни, и считалось большим оскорблением, если зять проигнорирует этот день. Суббота значилась «заловкиными посиделками», и заканчивалась неделя Прощеным воскресением — кульминацией подготовительного периода к Великому посту. Все дни сопровождались веселыми гуляниями, застольями, играми, плясками и уличными концертами. С тех пор прошло много времени, поменялся быт и весь уклад жизни русских людей, но многие добрые обычаи и даже суеверия того исторического периода, вошли и в новый XXI век.

«Масленица, — утверждают некоторые историки и этнографы, — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков». Но как же провести масленицу, чтобы вступить в Великий пост чистым совестью и провести его достойно и благоговейно?

Православная Церковь, как чадолюбивая Мать, установила перед тяжелым и долгим постом неделю, когда в пище уже отменяются мясные продукты, службы более похожи на великопостные, также начинает читаться молитва святого Ефрема Сирина — это уже начало поста, поэтому не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться разгулу, мирским забавам и развлечениям. Об этом нас предупреждает и святитель Тихон Задонский:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Какое строгое обличение звучит из уст святого, предупреждающего православных о страшном грехе бесчинства в Сырную седмицу.

Масленица у многих ассоциируется с обильной, сытной пищей — блины с разными начинками со сметаной и вареньем, с медом и маслом, поэтому в народе даже родилась поговорка, что в это время надо есть столько раз, сколько прокаркает ворона. Но Церковь всегда предупреждает о грехе чревоугодия, способного поработить человеческую душу и тело, и приводящего к неспособности думать о высоком, возноситься мыслью «горе». То же предупреждение распространяется и на пьянство, которым часто сопровождаются масленичные дни.

Основными забавами седмицы всегда было сжигание чучела масленицы, символизировавшего собой Зиму, перед которым пели песни, танцевали, водили хороводы, прощались с ней, после чего ругали ее за морозы и зимний голод. Однако данные игры духовно и нравственно не безобидны. Чучело жгут именно ритуально, даже если не относятся к этому ритуалу всерьез, к тому же он совсем не добрый, уходящий своими корнями в древние языческие времена, и понятно, что православному христианину поступать так абсолютно недопустимо.

«Богата» масленица и своими многочисленными приметами: кто на угощения поскупится — за год разорится, сколько блинов напечешь — столько солнечных дней привлечешь, кого накормишь первым блином — так и суженого звать будут. Церковь напоминает и не устает увещевать, что суеверия и приметы являются пережитками язычества, которые не имеют под собой никакого основания, ибо верить и доверять необходимо только Тому, Кто знает прошлое и будущее, от Кого зависит жизнь и смерть, события и явления, Кто над временем — Милостивому и Премудрому Богу.

Сырная седмица исторически имеет множество добрых традиций: посещать родственников, встречаться с ними за столом с угощениями, чему не препятствует Церковь. Можно провести масленицу благопристойно, как и подобает, как и учит Православие, а можно под влиянием современных СМИ предаться разгулу, о чем строго предупреждал святитель Тихон Задонский:

«Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Приятной масленицы, чтобы по истечении этой недели достойно вступить в дни Великого поста!