Два моря Фёдора Ушакова
Просмотров: 17259
Неземные победы великого флотоводца и духовный подвиг русского святого
«Жизнь — Родине, душа — Богу»
Ф.Ф. Ушаков
«Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю сам себе:
зачем не был я при Ушакове [Корфу] хотя мичманом?»*
А.В. Суворов
5 августа празднуется день прославления (2001) Божьего угодника, чья судьба неотделима от истории военно-морского флота России. Гроза турок, Ушак-паша, выдающийся русский адмирал, воин Христов, племянник преподобного Феодора Санаксарского, человек доброты необыкновенной — все эти слова сказаны людьми разных национальностей в разное время о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове. О подвиге праведного Феодора и о его служении отечеству, пойдет речь в настоящей статье.
В первый свой морской поход Федор Федорович отправился 24 февраля 1745 года из села Бурнаково Ярославской провинции. Именно в этот день и год родившийся в небогатой дворянской семье Ушаковых Феденька был послан Господом на землю, покорять «житейское море».
Уже в шестнадцать лет юноша принимает решение пересекать свое «житейское море» по морю в классическом смысле этого слова. Молитвами Федора Санаксарского карьера его племянника двигалась более чем успешно. Усердная учеба в морском кадетском корпусе и исправная служба на неспокойном Балтийском море сделали из Федора Федоровича грамотного морского офицера. С таким багажом знаний и опыта молодой офицер переводится на Черноморский флот. Удивительная внутренняя дисциплина, благочестие, доброжелательность и скромность с начальством и окружающими, смелость и решительность в критическую минуту выделяли Ушакова из его многочисленных коллег. По воле Божьей дарования нашего героя замечает князь Потемкин. Вельможа следующим образом писал императрице о своем открытии: «Благодаря Богу, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник».
Именно на Черноморском флоте Господь являет через святого свою славу. На протяжении всей своей службы Ушаков «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность». Такая «приверженность» выражалась в регулярном молитвенном делании. Адмирал «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных». Помимо усердия на богослужениях вера Федора Федоровича выражалась в благотворительности. Так во время службы Ушакова в Севастополе на его личные средства была расширена церковь.
Любовь к Богу героя нашей статьи выражалась и в добросовестном исполнении им своего долга. И в борьбу с эпидемией чумы, и в строительство укрепительных линий и в боевые действия с турками «святой моряк» вкладывал всю свою душу, энергию и даже личные деньги.
Доказав свою преданность Господу и отчизне в малом, Ушаков берется проявить себя и в большом. Перед адмиралом ставится ряд задач. Во-первых, освободить Ионические острова от французов, и, во-вторых, захватить опорный пункт неприятеля — крепость Корфу. И именно в решении этих задач Федор Федорович раскрылся как гениальный военачальник и как человек. Как человек «доброты необыкновенной», необычайного такта, выдержки, мужества, силы воли, решительности и самообладания. Союзником России в войне с республиканской Францией стал ее недавний противник Турция. Оказалось, что воевать против турок значительно проще чем действовать с ними в союзе. Ушак-паша проявил много рассудительности, терпения, политического такта, чтобы соблюсти союзные договоренности и удержать турок от присущих им безобразий — главным образом, от необузданного варварства и жестокости. Славные победы на море физическом сопровождались победами на море житейском.
Как человек православный Ушаков понимал, что ему предстоит работа миссионерского значения. Воин христов осознавал что, речь идет не столько о политическом сколько о духовном противостоянии. Врагом флотоводца были не люди воевавшие на стороне французов и говорившие «на двунадесяти языках» а, революционный, безбожный дух, насаждаемый Бонапартом в завоеванных землях. И дело было не в том, что объектом защиты и попечения адмирала стали его единоверцы — православные греки. Ушак-паша был милостив и к сдающемся в плен солдатам неприятеля и даже охранял их от горе-союзников. Нередко русский флотоводец приказывал своим солдатам выстроиться «в каре». Внутри такого построения пленные французы находили убежище от диких, безжалостных и беспринципных верноподданных Турецкого султана, жаждущих обменять головы на деньги.
Следуя примеру своего святого предводителя русские офицеры и матросы поступали подстать своему начальнику. Очевидец тех страшных событий пишет: «Наши офицеры и матросы кинулись вслед за турками, и так как мусульманам за каждую голову выдавалось по червонцу, то наши, видя все свои убеждения не действительными, начали собственными деньгами выкупать пленных. Заметив, что несколько турок окружили молодого француза, один из наших офицеров поспешил к нему в то самое время, когда несчастный развязывал уже галстух, имея перед глазами открытый мешок с отрезанными головами соотечественников. Узнав, что за выкуп требовалось несколько червонцев, но не имея столько при себе, наш офицер отдает туркам свои часы — и голова француза осталась на плечах...»
Такими поступками сокрушались сердца неприятельских солдат, как некогда сокрушались защищаемые ими непреступные твердыни. Не вражеских солдат щадил «человек доброты необыкновенной» а, людей зачастую по неволе втянутых в бессмысленную мясорубку и вопреки своему желанию оказавшихся во французском стане. Оружию добродетели Христова война всегда сопутствовал щит безупречной нравственности и честности. Высокие моральные качества святого делали не состоятельным все попытки злопыхателей очернить нашего героя и скомпрометировать тем самым доброе имя русского морского офицера. Недавольные честностью Ушак-паши турецкие чиновники как-то попытались лживыми доносами очернить его доброе имя. Вот что, сам Ушаков пишет о себе в ответ на клевету в его адрес с турецкой стороны. «Я не интересовался нигде ни одной полушкою и не имею надобности; Всемилостивейший Государь мой Император и Его Султанское Величество снабдили меня достаточно на малые мои издержки. Я не живу роскошно, потому и не имею ни в чем нужды, и еще уделяю бедным, и для привлечения разных людей, которые помогают нам усердием своим в военных делах. Я не имею этой низости, как злословит меня капудан-паша...»
Непосредственное начальство верило своему подчиненному. Это доверие выражалось даже в обращении. «Наш добрый и честный Феодор Феодорович» — обращается к нему его непосредственный руководитель.
Но были случаи когда «человек доброты необыкновенной» в Божъем угоднике брал верх над «человеком долга». Доброе сердце святого не могло допустить выполнения инструкции сверху, предписывавшей «не должно понуждать турков к наблюдению их [пленных]. Пущай они что хотят делают с французами... а [русским] обременяться пленными не следует и невозможно».
Братскую любовь святой раздавал всем не взирая на национальность, политические взгляды и вероисповедание. Однако особенной заботой Христова война были окружены аборигены освобождаемых им островов — православные греки.
Вот что рассказывает житие Федора Федоровича о его делах на пользу единоверцев. «Ушаков сумел создать на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу «мир, тишину и спокойствие». «Люди всех сословий и наций, — обращался он к жителям островов, — чтите властное предназначение человечности. Да прекратятся раздоры, да умолкнет дух вендетты, да воцарится мир, добрый порядок и общее согласие!» Как христианин, как человек «доброты необыкновенной», он движим был искренним желанием дать греческому населению — друзьям России, единоверцам, недавним соратникам в освобождении островов «зловредных и безбожных французов» — спокойствие и благополучие».
Греки отвечали взаимностью своему покровителю. Население Ионических островов ценило искренность своего освободителя. От лица народа правительствами освобожденных территорий учреждались награды русскому флотоводцу. Так сенат острова Корфу преподнес Федору Федоровичу золотой, осыпанный алмазами меч, с надписью: «Остров Корфу — адмиралу Ушакову». Жители острова Итака одарили святого моряка золотой медалью с надписью — «Феодору Ушакову, российских морских сил главному начальнику, мужественному освободителю Итаки».
Величие побед героя нашей статьи украшала бессильная злоба врагов России и Бога. Житие праведного Феодора сообщает : «контр-адмирал Горацио Нельсон всячески пытался досаждать Ушакову; слава русского флотоводца не давала покоя Нельсону. В переписке со своими друзьями он заявлял, что Ушаков «держит себя так высоко, что это отвратительно». Спокойная учтивость русского адмирала раздражала Нельсона: «Под его вежливой наружностью скрывается медведь...» И наконец, уже с полной откровенностью: «Я ненавижу русских...» Это чувствовал и сам Феодор Феодорович: «Зависть, быть может, против меня действует за Корфу... Что сему причиною? Не знаю...»
В октябре 1800 года русским командованием было принято решение вывести русский флот из района ионических островов. За это время командующий морскими силами этого направления — адмирал Ушаков успел: поспособствовать итальянским походам Суворова, помолиться в городе Бари святому Николаю чудотворцу и 30 сентября 1799 года освободить Рим и Неаполь. Но эти великие события прошли в жизни Федора Федоровича фоном. На первом же плане оставалось для него освобождение единоверцев на затерянных в море островах. И неимоверная трудность операции, и невероятные подвиги мужества и благородства, проявленные русскими войнами в боевых действиях, и необычайный отклик местного населения приводили в восторг многих современников тех великих дней. Гений военного дела — Александр Васильевич Суворов сожалел что, хотя бы в качестве мичмана не был причастен к происходящим при Корфу событиям.
Помимо небывалой славы, благодарностей и подарков греков-аборигенов Ушаков соорудил себе еще один нерукотворный памятник. Таким монументом стала островная республика организованная стараниями адмирала на освобожденных землях. С тревогой и скорбью покидал своё детище флотоводец .Чувство долга влекло адмирала в Севастополь, но сердце свое святой навсегда оставил на ионических островах, на прославившем адмирала и полюбившемся ему кусочке земли под названием Корфу.
Вскоре после убийства императора Павла, благоволившего к русскому флоту, отношение к военно-морским силам при дворе изменилось. Действия нового правительства приводят к сокращению присутствия России на Черном море. В 1804 году Федора Федоровича переводят на Балтику.
В своем отчете о проделанной работе святой следующим образом характеризует свою военную деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго [черноморского] флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». И эти слова соответствовали истине.
Последние годы своей службы наш герой крайне интересовался политической обстановкой на черном море. Потеря независимости островной республики, военные успехи «безбожных и зловредных» французов ранили чуткое сердце божьего угодника. В 1806 году «Душевные чувства и скорбь» истощили «крепость сил, здоровья» верного слуги отечества и вынудили подать в отставку. Так закончилось триумфальное шествие Адмирала Ушакова по бескрайним просторам физического моря. Житейское же море еще не было пересечено праведным Феодором. В последнее десятилетие своей жизни святой берет курс на духовное Корфу. Местом духовных побед праведник избрал тихую деревушку близ санаксарского монастыря где упокоился его дядя Феодор Санаксарский. Духовная связь двух святых не прерывалась на протяжении всей жизни адмирала даже после земной кончины монаха.
Монах и моряк — они оба были воинами Христовыми, оба делали одно дело: ревностно служили Господу — на том поприще, на которое Он их призвал.
В тихую гавань житейского моря раб Божий Феодор прибыл в октябре 1817 года. Однако свидетельства об успешном взятии духовного Корфу стали появляется только 200 лет спустя после земной кончины святого. 4—5 августа 2001 года Святой праведный Феодор стал первым канонизированным адмиралом, «святым морячком» просиявшим в качестве общерусского святого.
И не страшны России недруги пока воин христов Феодор «оружием молитв охраняет отечество и людей православных от всяческих бед».
Я, автор этой статьи, желаю всем нам православным христианам взять штурмом свое духовное Корфу и сокрушать очерствевшие сердца еще не озаренных светом Христовым людей. Деятельной любовью, твердостью и решительностью при помощи Божьей приводя их к вере, как это делал святой, чью память мы празднуем сегодня.
Примечание:
Мичман — первое, низшее офицерское звание в русском флоте.
| Проголосовало: За - 9, против: 3. Общий рейтинг: 6 |
|