Публикации

На языке колокольного звона

Дата: 02.06.2023

Автор: Беседовала Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 769

С 16 апреля по 9 мая в Москве проходил XXII Пасхальный фестиваль, художественным руководителем которого является известный дирижер и директор Мариинского театра г. Санкт-Петербурга Валерий Гергиев.

2023 год ознаменовался 150-летним юбилеем великого русского композитора Сергея Рахманинова, но традиционно неизменной остается программа фестиваля: симфоническая, хоровая и звонильная.

Радостный благовест о Воскресшем Христе Спасителе разносился над древними храмами Москвы и Подмосковья. Участники фестиваля со всей России от Карелии до Урала и Сибири, а также гости из Белоруссии звонили в единстве о том, что Христос воскрес, что Православие — вера радости и надежды в будущую вечную жизнь в Боге.

Впервые принял участие в фестивале и руководитель единственной в городе Набережные Челны школы звонарей Евгений Корпуснов.

О своих впечатлениях и планах, открытиях и ощущениях Евгений поделился с читателями сайта «Православное Закамье».

— Евгений, скажите, пожалуйста, в каких фестивалях Вы уже участвовали?

— Я участвовал в 2007, 2009, 2011, 2013, 2016, 2021-2022 годах в фестивале Алексеевские перезвоны, в том числе в 2021 году в «Казанских звонах», который проходил в Зилантовом женском монастыре, затем в 2022 году в фестивалях «Звоны над Свияжском», «Ижевские звоны» и в Воткинсе возле дома П.И.Чайковского. А последний — это Московский Пасхальный фестиваль.

— Как была построена программа фестиваля?

— У нас был определенный маршрут, в течение недели мы объезжали разные храмы, где каждый исполнял свои звоны. Мы звонили в Елоховском соборе, соборе «Большое Вознесение» у Никитских ворот, в том числе в крупных монастырях: Николо-Перервинском монастыре Москвы, Симоно-Сторожевском Московской области. Нас было около пятнадцати человек со всей России и Белоруссии. Мы замечательно проводили время, общались, передавали опыт, делились знаниями, исполняли свои звоны.

— Что Вы чувствовали, когда встретились со своими единомышленниками на Пасхальном фестивале в Москве?

— Мы осознавали, что являемся на данный момент времени созидателями культуры российских звонов. Это было так ощутимо, потому что мы звонили в древнейших храмах столицы и эти традиции несли людям. Мы исполняли звоны на том уровне, на котором нас слушают, оценивают и берут определенный пример. Нас не так много по России, человек семьдесят от силы, мы общаемся и создаем свои определенные стилистики колокольных звонов, придерживаемся рамок и критериев. В разные времена этот круг был различный: есть традиции ростовских колокольных звонов, старинные традиции исполнения звонов, а есть звоны, которые мы сейчас исполняем. Мы образуем традиции современных звонов, и от этого несколько трепетно на душе. И хочется не разочаровать тех, кто нас слушает, чтобы мы показали красоту веры православной, красоту того, о чем мы и звоним. Звоним мы не о себе, а о красоте православной веры, о старинных традициях, о Пасхе, о Воскресшем Христе. Мы звоним о том, что люди должны объединиться под лоном Церкви в любви, мире и спокойствии. Мы звоним о том, чтобы не было войны, чтобы люди относились с уважением, пониманием и любовью друг к другу. Звоним о том, о чем учит Святая Православная Церковь — и вот это наше главное достижение. Может, это и громкие слова, но это наша главная цель и результат, который мы преследуем в изучении своих звонов, его преподаванием другим людям и выступлениями.

— Какие у Вас дальнейшие творческие планы?

— Я веду курсы колокольного звона, на которых все желающие могут научиться звонить и посвятить часть своей жизни этому способу проповеди нашей веры. На данный момент на курс ходят шесть человек, в течение четырех месяцев я их обучаю, затем набираю новую группу. Также у меня есть более глобальные планы — создание онлайн-школы колокольного звона, в которой будут иметь возможность учиться абсолютно все, ведь бывает, что у людей нет возможности приехать и жить в нашем городе, чтобы учиться. В онлайн-курсе будут видео-лекции, мастер-классы, можно будет получить по почте специальный тренажер для исполнения звонов, чтобы обучаться не на колокольне, а в комфортной для себя обстановке, а звоны исполнять на колокольне уже будучи наделенным какими-то навыками.

В данный момент работаю над созданием онлайн-курса, пишу лекции, пытаюсь правильно оформить, собираю информацию о мастерстве колокольного звона, об истории его возникновения.

Этот курс будет включать в себя три этапа. Первый — для начинающих, кто желает узнать какие-то азы, чтобы в последующем развиваться.

На втором курсе человек будет понимать, для чего он звонит, как надо звонить, что каждый звон означает, каким образом должны размещаться колокола на звоннице. Все эти моменты он может уже контролировать, это уже будет профессиональный звонарь, к которому можно будет обратиться за консультацией в плане развеса колоколов.

Третий курс будет продвинутым, в котором человек будет иметь возможность руководить развесом или выбором колоколов, сумеет настраивать механизм исполнения звонов. Мы будем работать не над техникой исполнения звонов, а над тем, чтобы научить импровизации, вносить в звоны некую окраску.

— Что подтолкнуло Вас к созданию онлайн-курса?

— Главным аспектом, который меня подтолкнул к образованию онлайн-курса — это возникновение такого явления как электронный звонарь. Меня очень потрясло это — не понятно, почему вместо нормального звонаря на колокольне размещают моторчики, которые с помощью электронного механизма приводят в движение языки колоколов, и они звонят зачастую безграмотно, не в ритм. На данный момент звон как древнее искусство может быть оттеснен, он может стать абсолютно ненужным и его заменят электро-системами. К сожалению, придет время, когда живой человек на колокольне будет не нужен, и мы будем прославлять Бога посредством нажатия на кнопку приложения. Это будет очень печально, будет полной профанацией!

Поэтому основной причиной, почему я создаю этот онлайн-курс, является то, что мне не нравятся электронные системы. Я хочу обучить каждого желающего этому искусству.

— Спасибо, Евгений, за увлекательную беседу! Да поможет Вам Господь и Божья Матерь в Ваших богоугодных трудах!

(Р)