Публикации

Христианин и животные

Дата: 29.05.2024

Автор: Вероника Вяткина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 23765

Как бы мы не закрывали глаза, животный мир столь разнообразен вокруг нас, что в какой-то момент мы начинаем задаваться вопросами: «Как нам относиться к животным? Что происходит с ними после смерти?». Тем более, что порой в современном мире отношение к животных принимает экзотические формы, им оставляют наследства и даже оформляют им брачные отношения. На эту тему мы побеседовали с настоятелем храма святителя Спиридона Тримифунтского села Малая Шильна иереем Валерием Матвеевым

— Отец Валерий, первостепенный вопрос, для чего Господь создал животных?

— Мнение о том, что животные созданы исключительно для нужд человека, ошибочно. Потому что первоначально, до грехопадения, поедание одного живого существа другим было в принципе невозможно, поскольку это связано со смертью. Человек мог употреблять в пищу всякую траву и плоды деревьев (Быт. 1, 29-30). Хищников, как это видно из данных стихов, Бог не создавал. Из этого следует, что смерти не было ни для человека, ни для любой иной твари, имеющей «душу живую».

Благословение Божие человеку (Быт. 1, 28): «…наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» имеет другое очень важно значение: Бог поставил созданного Им и по Его образу человека владыкой земли и всего, что наполняет ее, для того чтобы дать человеку все возможности уподобиться своему Творцу.

— Отличается ли чем-то душа животного от души человека?

— Животный мир был создан благодаря творческой силе земли. В отличие от животного мира душа человека была создана Самим Богом: (Быт. 2, 7) «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Она (душа) не частица Бога, но действие Пресвятого Духа, Который сотворил и создал душу, но сам не стал ею.

Адам нарекает имена животным

Вообще можно сказать, что душа в человеке — это образ Божий: «образные отражения» Святой Троицы в человеке. Она обладает тремя силами: умом, разумом и духом. Подобно тому как Бог триедин: Ум, Разум и Дух. Животные же совершенно лишены ума и разума.

Сравнивая душу животных с человеческой душою, святитель Григорий Палама говорит, что животные имеют душу как энергию, но не как сущность. Душа каждого бессловесного животного — это жизнь «его одушевленного тела, и они обладают этой жизнью не как сущностью, но как энергией, поскольку она пребывает в теле, а не в душе».

— Если исходить из того, что Господь создал животных для нужд человека, то получается христианин может свободно заниматься охотой и рыбалкой?

— После грехопадения взаимоотношения человека и живой природы меняется. Человек страшится Бога, а животные боятся человека (Ис. 8, 12-13). Бог отдает человеку в пищу все, что живет (Быт. 9, 3). Кровь животных можно было проливать для определенных целей: во время принесения жертв Богу. Появляется институт жертвоприношений (Лев. 17, 11), который имеет прямое отношение к искупительному делу Христа (Евр. 9, 14,22).

Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер. В наше же время человек использует животных исключительно только для своего личного пользования.

— Несмотря на то, что душа животного бессмертна, возможно ли в Царствии Небесном наличие животных?

— Библия не дает конкретного ответа, есть ли душа у животных, и попадают ли они в рай. Тем не менее, опираясь на общие библейские принципы, мы можем сделать определенные выводы по этой теме. Животные имеют «душу живую». Главное различие между человеком и животным только в том, что человек был создан по образу и подобию Божьему (Бытие 1, 26-27). Это означает, что человек похож на Бога, он способен к духовности, владеет разумом и волей, а также аспектом бытия, которое будет продолжаться после смерти. Если животные и обладают «душой» или какой-либо другой нематериальной субстанцией, то она должна существенно отличаться от человеческой души. Это различие, возможно, значит, что существование «душ» животных не продолжается после смерти. В этом, наверное, главное отличие человеческой души от душ животных. У животных жизнь души полностью сводится к жизни тела, ею одушевленного. Функции душ животных сводятся к тому, чтобы одушевлять тело и управлять им. При этом души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими, как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие.

Другой аспект этого вопроса в том, что Бог создал животных как часть процесса творения, описанного в книге Бытия. Он создал животных и сказал, что это хорошо (Бытие 1, 25). Поэтому мы можем предположить, что и на Новой Земле будут обитать животные (Откровение 21, 1). Животные точно будут присутствовать и во время Тысячелетнего царства (Исаия 11, 6; 65, 25). Нельзя точно сказать, будут ли среди них наши домашние любимцы или нет, но мы точно знаем, что Бог справедлив, и когда мы попадем в рай, то полностью согласимся с Его решением этого вопроса, каким бы оно ни было.

— Но, тем не менее, однозначного Соборного решения по этому поводу нет?

— Соборного решения по этому поводу Церковь никогда не выносила. Мнение о том, что души животных смертны, основывается на святоотеческом учении. Все отцы, высказывавшиеся по данной проблеме, придерживались мнения, что души животных смертны.

— Часто можно слышать, что держать в квартире собаку — грех. Это правда?

— Нет, не грех.

— Существуют ли в христианстве какие-то молитвы о животных, или молиться о них нельзя? Например, если животное потерялось или болеет.

— Безусловно, можно, хотя и не так, как о человеке. Издревле в деревнях молились святым мученикам Флору и Лавру, Власию о здоровье коров, лошадей и других животных.

Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые <...> Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх. 23, 10-12).

Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12, 10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.

Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем, но молиться за них как за людей или устраивать траур — грех. Просто можно сказать: «Помоги, Господи, этому животному» — думаю, такой просьбы будет достаточно. Подавать же записки за животных в храме — кощунство.

Существует «Молитва на благословение стада»: «Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякие твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя) и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящы, и избави е от насилия диавола, и от иноплеменник, и от всякого навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительного недуга: огради е святыми ангелы Твоими, всякую немощь, всякую зависть, и искушение, чаровства же и волшебства, от действа находящыя диавольского, отгоняя от него: яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» (Полный сборник молитв, СПб., 1914).

Наше внимание к животным, попечение о них не должны ни на минуту отвлекать наше нравственное сознание от главнейшей заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).

— Разрешается или нет пребывание животных в помещении православного храма?

— Храм создан для молитвы людей и пребывание животных там неуместно. Но, в каждом правиле есть и исключения. Например, есть животные, которые могут подселиться в помещение храма, при этом никакими запретами их выгнать не удастся. Я говорю о мышах. Для того, чтобы их вывести из храма нужно другое животное — кошка. Кошка — это, наверное, единственное животное, пребывание которого в храме вызывает наименьшие антипатии.

На этот вопрос разрешите привести цитату из высказывания Святейшего Патриарха Кирилла: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».

— На следующий вопрос, конечно, ответить однозначно сложно. Но все-таки, почему животные страдают в этом мире? Вследствие нашей греховности?

— В наказание за грех люди смертны (Быт. 3, 19) так же, как и животные (ст. 18-20). Вся земля, «вся тварь», погубленная в результате грехопадения, жаждет воскресения и восстановления (Рим. 8, 20-22): «потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего», — говорит апостол Павел.

(Р)