Публикации

Истинный Свет

Дата: 22.04.2023

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 8987

Пасха Христова. Церковь встречает этот Праздник по-особенному. И может быть в этой особенной встрече скрыт особенный смысл — некое важное наставление, которое Церковь пытается донести до нас? О чём же говорит богослужебный и келейно-молитвенный строй жизни православного христианина, который предлагают нам в Пасхальные дни Устав и благочестивая традиция?

Первая неделя после Христова Воскресения называется Светлой Седмицей. И в эти дни Церковь наша воистину преображается: круглосуточно настежь открыты врата алтарей храмов; богослужения буквально переполнены вестью о Воскресении Господа, и ни о чём другом не говорят, кроме, как об этом спасительном чуде; домашние молитвы и правило ко Причастию также полностью изменяются и призывают нас лишь к ликованию. Ради Пасхи оставляется в стороне даже Псалтирь (ведь всё, чего так ждал псалмопевец царь Давид, свершилось!), на время откладываются панихиды. Кроме того, по давней традиции православные не только всю Светлую Седмицу, но ещё и целых сорок дней после Пасхи приветствуют друг друга не иначе, как только словами: «Христос воскресе!». Даже пост — эта важная часть православной аскезы — на время забыт потому, что всё свершилось — Господь Воскрес! Да и могут ли поститься христиане, если вот прямо сейчас с ними Христос, ведь пост лишь средство к оживлению души для общения с Богом, и вот Бог среди нас! Бог среди нас, и Он призывает нас на Причастие — каждый день, каждый Божий день Светлой Седмицы. «Вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Господь зовёт каждого верующего человека испить из Своего источника жизни.

Да, Церковь становится совсем другой! Не то чтобы в иные дни Она бывает хуже — конечно, нет. Тут дело совсем в другом… Может быть, Светлая Седмица — это отражение или предвестие того, какой будет Церковь потом, после конца времён, когда Она будет уже не воинствующей, а торжествующей? А может быть, это напоминание нам о том, как должны бы мы жить всегда, зная, что Христос воистину воскрес? А может, мы просто таким образом соприкасаемся рука об руку с первыми христианами, уверовавшими в Воскресение Господа со слов самих апостолов, и времени уже в самом деле не существует… и нужно только проявить волю, чтобы, оставив мирское на эти семь дней, погрузиться в ежегодное Пасхальное чудо, как в радостное твёрдое Божие обещание Вечной, беспечальной жизни, которой непременно удостоятся все твёрдо идущие следом за Господом.

«Да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет…» — так говорим мы словами святителя Василия Великого во время чтения утреннего правила о нашем уповании, о вечной жизни в истинном Свете, которую возвещает нам Пасха — время, когда Царствие Небесное приближается к нам вплотную.

(Р)