Публикации

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Дата: 02.06.2024

Просмотров: 19875

В 5-ю неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкой.

Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками проходил через страну самарянскую. Господь с учениками остановился отдохнуть около колодца. И вот приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Самарянка удивилась, что Он, будучи иудеем просит пить у неё, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус объясняет женщине, что если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить её духовную жажду, и Он дал бы ей «воду живую». Самарянка не поняла Господа: под живой водой она разумела ключевую, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок.

Тогда Господь поднимает её разум до высшего понимания Его слов: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Думая, что Он говорит о воде обыкновенной, только какой-то особенной, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить за водой к колодцу.

Христос, желая, чтобы самарянка поняла, о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к нему её мужа. Женщина же сказала: «У меня нет мужа». Тогда Иисус Христос сказал ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было 5 мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

Самарянка, поражённая всеведением Спасителя, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. Господь отвечает на вопрос женщины, объясняя, что ошибочно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте — таким образом, спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение.

В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии. Пришедшие в это время ученики удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, поскольку это осуждалось правилами иудейских раввинов. Однако, благоговея перед Учителем, ученики не выразили удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу.

Колодец Иакова (Современный вид)

Но естественный голод в Иисусе-человеке не заглушал радость от обращения к нему жителей самарянского народа. Поэтому Он отказался утолить голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей. Во время этих объяснений к Господу подошли самаряне. Многие уверовали в Него уже «по слову женщины», но еще больше уверовали «по Его слову», когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос».

(Р)