Публикации

Мысли о смерти

Дата: 04.04.2024

Автор: Елена Кораблёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 14952


Размышления после чтения книги иеромонаха Серафима Роуза «Душа после смерти»

В нашем обществе мысли о смерти относятся к «табу». Одно упоминание этого слова вызывает бурную реакцию, чаще негативную: «Кончай депрессовать! Замолчи! Не хочу об этом думать!»

А ведь могила предстоит каждому из нас. Почему мы так боимся этих мыслей, разговоров на эту тему? Мои собственные переживания показали, что, взирая на останки родных, знакомых, одноклассников, во-первых, рождается мысль «как же я без тебя?», а во-вторых, их смерть является напоминанием о моей собственной смерти — я думаю: «Это случится и со мной». И разговоры как бы приближают к смерти, только на ином уровне. Размышляя о смерти, начинаешь ощущать близость собственной кончины, и чтобы уберечь себя от психологической травмы, просто избегаешь «ненужных переживаний».

На что похожа смерть? Смерть сравнивают со сном. Сон — это маленькая смерть. Например, Гомер в «Илиаде» называет сон «братом смерти».

А Платон вкладывает в уста своего учителя Сократа следующие слова:

«Если ничего не чувствовать, то это всё равно, что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть — удивительное приобретение. По-моему, если бы кому-нибудь предстояло выбрать эту ночь, в которую он спал так крепко, что даже не видел снов, и сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем эту ночь, то, я думаю… что таких ночей у него наперечёт по сравнению с другими днями и ночами. Следовательно, если смерть такова, я, что касается меня, назову её приобретением, потому что, таким образом, всё время покажется не дольше одной ночи» (Апологии Сократа). Сократ, как мы знаем, был осуждён афинским судом к смерти.

Мы приносим больного кота и просим ветеринара «усыпить» животное. Хотя имеем в виду совсем другое. Или говорим о покойнике: «отмучился, сейчас он забудет все свои мучения, болезни, горести». Но ни забвение страданий, ни засыпание, почему-то не удовлетворяют нас, не дают покоя. Ведь за сном следует пробуждение, мы встаём отдохнувшими и готовыми к новым впечатлениям. Забвение страданий, болезни, различных лишений подразумевает под собой и забвение приятных впечатлений и событий жизни.

Ни одно из этих сравнений не даёт реального утешения, надежду перед лицом смерти.

В православном вероучении существует учение о смерти. Оно утверждает, что после смерти Сознание не исчезает, личность продолжает жить, то есть мыслить, творить, радоваться (если она в Царствии Небесном) или страдать и мучиться (если она в аду)! Вот эта постоянно существующая субстанция получила много названий — душа, дух, разум, психика, сознание, я.

Православие имеет вполне ясное учение и взгляд на загробную жизнь, начиная с самого исхода души из тела. Это учение содержится в Священном Писании, в наследии святых отцов, — там говорится о выходе души из тела, встрече с иными «другими» существами, давно умершими родственниками и друзьями, и о встрече с неизреченным Светом, дающим Любовь, раскрывается учение об ангелах, о бесах, видении Неба и ада. В апокрифах присутствуют свидетельства о воздушных мытарствах. Евангелие и святые отцы, говорят о том, что жизнь земная — это приготовление к жизни вечной.