Публикации

Сильные и молодые умирают

Дата: 15.04.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13831

Есть в седьмой песне покаянного канона ко Господу Иисусу Христу такое обращение христианина к своей душе: «Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго».

Интересно, что многие песни этого канона написаны в виде напоминаний — молящийся как бы обращается к своей душе и просит её помнить: о Боге, о смерти, о вечности, о том, что ничего по-настоящему ценного у человека нет, кроме образа Божия.

Но кто не ищет себе материального благополучия, кто не стремиться к наиболее прочным гарантиям этого благополучия, кто страстно не борется за телесное здоровье, кто отчаянно не защищает красоту своего лица и тела, кто не переживает о своём имидже, кто не стремится к «самореализации» и так далее? Так проходит жизнь — проходит в режиме увлекательной гонки на выживание с множеством обещанных не понятно кем заманчивых «призов».

Но вот заболела очень красивая молодая девушка, и умерла; внезапно умер где-нибудь в спортзале довольно состоятельный мужчина в самом расцвете лет; умер художник, наконец-то получивший признание; ушёл из жизни и тот, кто «почти накопил», и тот, кто «почти сделал», и тот, кто просто «хотел добиться»…

Как-то я смотрел одну короткометражку о том, как некий предприниматель сразу после смерти попал в кабинет к начальнику бесов. И вот этот новопреставленный пытается подкупить бесовского чиновника, предлагая ему бриллианты. Но, как только он самодовольно высыпает драгоценности на стол, то они превращаются в кучку золы. И, кажется, там дальше было, что высокопоставленный нечистый дух смеялся над этой попыткой дать взятку, приговаривая что-то вроде: «Тебя же предупреждали, что здесь это не ценности…»

И дело ведь не в том, что плохо быть предпринимателем: можно попытаться представить в своё оправдание, в качестве права на то, чтобы не быть в аду, и те же успехи в работе, и ту же свою невероятную красоту, и вообще любые достижения свои прижизненные — всё это для духовного мира в любом случае не дороже кучки золы.

Всех уравнивает смерть: и преступника, и правителя, и бездомного. Как написано в том же покаянном каноне: «Как не заплакать мне, когда вспоминаю смерть, ибо видел я во гробе лежащего брата моего, славы и образа Божия лишенного? Чего я жду и на что надеюсь?..» Это сказано о любом человеке.

Что же тогда делать? Что искать в таком случае человеку? Как не впасть в уныние от неизбежности смерти? Канон ко Господу заканчивается такими словами: «…Помрачился умом в житейских страстях, не могу воззреть к Тебе в болезни, не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровищница благ, даруй мне покаяние полное и сердце, трудолюбиво ищущее Тебя, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего Образа. Я оставил Тебя — не оставь меня; выйди искать меня, приведи на пастбище Твое и причти меня к овцам избранного Твоего стада, напитай меня с ними злаками Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь».

В самых первых словах молитвы Господней чётко сказано о предназначении человека — мы называем Бога Отцом нашим, а, значит, мы призваны стать детьми Божиими по благодати, дарованной нам Господом. А что может быть лучше, чем называться сынами и дочерьми Творца?! Что всё преходящее земное благополучие перед этой невероятной радостью, которую не купишь за деньги?!

Впрочем, конечно неубедительно это всё… И тот факт, что «сильные и молодые», и все-все остальные умирают, мало кого волнует. И уж так притягательны наши «житейские попечения», что даже христианину не лишне порой напоминать себе: «О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия».

(Р)