Публикации

Память великомученика Феодора Тирона

Дата: 12.03.2022

Источник: Великий пост 2017

Просмотров: 21149

В эту субботу, завершающую первую седмицу Великого поста, Православная Церковь совер­шает благодарственное празднование святому вели­комученику Феодору Тирону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христи­ан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей».

Согласно житию, святой Феодор Тирон был во­ином в городе Аласии Понтийской области, распо­ложенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского, то есть Черного моря. Его прозвание Тирон указывает на воинское звание — это «молодой воин, новобранец», несущий преимущественно карауль­ную службу. За отказ принести жертву идолам Фе­одор был предан истязаниям и осужден на сожже­ние. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305—311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи пере­несли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память сятого Феодора по неподвижному (минейному) календарю — 17 фев­раля / 2 марта.

Великомученик Феодор Тирон

Вскоре после кончины св. Феодора христианство стало дозволенной религией (с 313 года), императо­ры, начиная с Константина Великого (306—337), были христиане. Но в 361 году власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «про­славившемуся» своим отречением от Христа и по­пыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого — «Отступник».

Великомученик Феодор Тирон (306) [+аудио]

Великомученик Феодор Тирон (306) [+аудио]

В 362 году, желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градоначальнику Константинопо­ля окропить в Великий пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ничего не подозревающих христиан в язы­ческое жертвоприношение и «уничтожить» все их великопостные подвиги. Тогда св. Феодор Тирон, явившись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках. Предупрежденные своим архипастырем верующие вынуждены были питаться в этот день только домашними запаса­ми, преимущественно вареным зерном — коливом. В честь этого события и совершается память святого.

В явлении мученика Феодора сказыва­ется его особое заступничество, потому что он явился архиепископу Евдоксию в день своей памяти (в 362 году первое воскре­сенье Великого поста пришлось как раз на 17 февраля). Так, наряду с минейной памятью св. Феодора появился еще один день его почитания — в субботу первой недели Великого поста. По примеру константинопольских христиан совре­менные православные готовят коливо, освящают его и раздают прихожанам. Так завершаются са­мые трудные, первые дни Великого поста.

Коливо

Коливо — вареная пшеница (или иной злак) с фруктами, подслащенная медом или сахаром. Синоним — кутия (кутья) и сочиво. Этимология не­ясна, возможно, термин восходит к архаическому ин­доевропейскому корню, обозначающему ритуальную пищу. Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован еще в Древней Греции. Со времен Византии он в почти неизменном виде сохра­нился вплоть до наших дней.

Освящение колива

Богослужебный устав предписывает приносить коливо в честь и память «господских праздников и святых Божиих», что, вероятно, восходит к тради­ции древнехристианских регулярных храмовых тра­пез (это т. н. агапы). Согласно Уставу, «Чин бла­гословения колива» совершается на вечерне (после «Ныне отпущаеши») и на литургии (после заамвонной молитвы). В этом значении коливо приносит­ся в современной русской богослужебной практике только в честь вмч. Феодора Тирона в субботу пер­вой седмицы Великого поста.

Наибольшее развитие, в том числе и внебогослужебное, получил обряд приношения колива в память усопших — при погребении и последующих панихи­дах, символизируя веру христиан в их будущее вос­крешение. Преданный земле человек сравнивается с брошенным в землю семенем, которое «не оживет, если не умрет... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15, 36, 42). Мед и фрукты означают сладость будущей жизни воскресших со Христом.

К. ист. наук, к. богословия Юрий РУБАН
Источник: журнал "Великий пост", №4