Публикации

Вперед..»

Великий Канон

Гимнографическое произведение архиепископа прп. Андрея Критского, название которого отражает как широту раскрытия главной темы - покаяния, так и объем текста: согласно современной печатной Триоди, включает более 200 тропарей во всех 9 песнях (включая 2-ю, которая в большинстве канонов отсутствует) не считая ирмосов, троичнов и богородичнов.

По содержанию Великий канон. непосредственно не связан с общественными богослужениями Великого поста, вероятно, прп. Андрей не предполагал, что канон получит общецерковное употребление. Некоторые строки канона дают основание считать, что он был написан преподобным в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в других- приводятся примеры из Священного Писания о грехе и покаянии. Великий канон включает все важнейшие библейские образы, как правило, в соответствии с хронологией; образам Ветхого Завета посвящено большинство тропарей канона. В 8-й песни подведен итог изложению Ветхого Завета: «Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию». Новозаветная тематика эпизодически появляется в 1-8-й песнях канона, но в основном она развивается во 2-й половине 8-й и в 9-й песнях. Метрика тропарей в каждой из песней в целом стабильна и близко следует метрике ирмоса, но число слогов в тропарях и место главного ударения может меняться. Великий канон. представляет собой одно из самых ярких произведений византийской. церковной поэзии.

Богослужебное употребление Великого канон впервые зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотиписисе  и др.; они предписывают петь канон в четверг 5-й седмицы Великого поста (Мариино стояние).     Текст канон встречается уже в древнейших известных греческих и славянских рукописях Триоди. В греческой Постной Триоди X в. (Sinait. gr. 734-735) канон отделен от рядового дневного последования четверга 5-й седмицы заголовком: «В тот же день седальны, поемые на Великий канон» - это, возможно, указывает на то, что он не так давно был добавлен к корпусу песнопений Триоди. В Триоди XI в. (Vatop. 315-949) Великий канон предписано петь по частям на 5-й седмице с понедельника по пятницу. Подобное разделение канона (неясно, относящееся ли к 5-й или 1-й седмице) указано соответственными пометами на полях в слав. Триоди XII-XIII вв. (РГАДА. Тип. 137). Триодь XI в. (Vat. 771) предписывает петь канон. в 5-е воскресенье поста. Т. о., первоначально Великий канон был привязан к 5-й седмице поста, но не обязательно к четвергу. В каноне кроме собственных тропарей имеются и посвященные прп. Марии Египетской и прп. Андрею Критскому, которые появились в отдельных рукописях после XI в., но они нередко отсутствуют и в более поздних текстах, напр. в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф. 354). 241). В рукописи XII в. (ГИМ. Син. 319) перед тропарями Великого канона выписаны стихи библейских песней; если стихов не хватает, они повторяются; некоторые приписаны другим почерком (т. н. поздней рукой), напр. в рукописи Sinait. gr. 734-735.   Встречаются сокращенные варианты Великого канон: так, в рукописи 1-й пол. XIV в. (РГБ. Волог. (ф. 354). 241) в каждой песни приведено по 8 тропарей, не считая троичнов и богородичнов. Возможно, подобные варианты канона предназначались для приходского богослужения (Кириллин. С. 91-102).    В Иерусалимском уставе, используемом Церковью и в наст. время, сохраняется традиция пения В. к. в четверг 5-й седмицы Великого поста. Кроме того, он стихословится по частям на 1-й седмице Великого поста, на великих повечериях первых 4 дней.

К Великому канону примыкают еще 2 цикла гимнографических произведений: 16 тропарей блаженн (ирмос (начальный тропарь): «Разбойника Христе рая жителя»; 1-й тропарь цикла: «Маноя слышывше древле душе моя» и 24 алфавитные стихиры 4-го гласа (нач. 1-го: «̀Все житие мое со блудницами». Блаженны, видимо, были составлены вместе с каноном самим прп. Андреем Критским. В современных богослужебных книгах они помещаются после 6-й песни Великого канона, соответствуют такому их размещению и встречающиеся в тропарях библейские образы, хорошо вписывающиеся в ряд образов 6-й и 7-й песней канона. Авторство стихир также приписывается прп. Андрею; по форме они напоминают многострофный кондак.

К Великому канону также прибавляется кондак  6-го гласа «Душе моя, душе моя, восстании», хотя он прямо не связан по своему содержанию с темой канона. Кондак принадлежит перу прп. Романа Сладкопевца, полный текст известен по единственной рукописи XI в. (Patm. 213 - SC. 128. P. 233-261); основное содержание кондака - предательство Иуды и крестные страдания Спасителя. По ранним памятникам Иерусалимского устава, включая старопечатные московские издания, кондак употребляется только в четверг 5-й седмицы поста; в современном русском Типиконе он назначен также на все повечерия 1-й седмицы.

А . А . Лукашевич

Вперед..»