Публикации

Вперед..»

У порога Великого поста. Прощеное Воскресенье

Последнее воскресенье перед Великим постом именуется «Прощеным», потому что в этот день Церковь призывает каждого человека испросить прощения у своих ближних и, в свою очередь, простить всех тех, кто, вольно или невольно, оскорбил или огорчил его.
 
 
Чин прощения

Существует этот обычай для того, чтобы люди через смирение очистили свою душу от бремени непрощеных обид и приготовились таким образом к встрече Великого поста.

Появилась эта традиция в первые столетия христианства у египетских монахов, которые на время Великого Поста покидали монастырь и уединялись в пустыне. Некоторым из них не суждено было вернуться, поэтому, собравшись перед уходом для общей молитвы, монахи также просили друг у друга прощения, зная, что они могут не встретиться больше. Постепенно этот обычай утвердился в общецерковной практике и существует по сей день.

Он связан и с чтением на литургии Прощеного воскресения об изгнании Адама и Евы из рая, учащим нас смирению и послушанию, и с отрывком Евангелия (Мф. 6: 14-21), который начинается словами: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Так Господь поясняет слова самой главной христианской молитвы, «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» («долги» переводится на современный русский язык как «грехи»).

Господь наш милосерд, но справедлив, и надеяться на прощение наших грехов мы можем лишь тогда, когда простим своего ближнего. Поэтому и существует в Уставе Церковном особый чин прощения, совершаемый после вечерни в Прощеное воскресенье. Сначала настоятель храма испрашивает прощения у других священников и у мирян со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». Затем клирики и народ подходят к настоятелю, целуют напрестольный Крест, который тот держит в руках, и тоже со смирением просят у него прощения. Потом люди просто просят прощения друг у друга.

 

Изгнание из рая

«Прости меня!» - «Бог простит, и ты меня прости!», - раздаются тихие голоса в храме. А на Руси и после богослужения люди ходили ко всем своим родственникам и знакомым, особенно к тем, кому принесли больше обид в прошедшем году, и от всего сердца просили прощения. Бывало, что барин просил прощения у крестьянина, вельможа – у своего подчиненного: смиряя гордыню и искренне раскаиваясь, люди забывали о сословных или имущественных различиях. Даже царь в этот праздник объезжал войска и монастыри, прося прощения у солдат и монахов.

Но бывало, к сожалению, и так, и особенно часто встречается сейчас, что за бурным весельем и гуляниями Масленицы мы забываем последний день перед постом все же посвятить духовному приготовлению к нему и не просто на словах, а действительно искренне попросить прощения даже у самых близких людей: у старых родителей, которым мы так часто даже не уделяем внимания, у друзей, которых огорчаем резким словом или опрометчивым поступком, у своих детей, которых тоже можем обидеть сгоряча... А ведь просьба о прощении - вовсе не тяжкая обязанность, а, напротив, сбрасывание тяжелого бремени неспокойной совести, воплощение нашей надежды на то, что Господь и нам простит согрешения, как мы прощаем ближнему.

Вперед..»