Публикации

Вперед..»

Древнеирландское церковное искусство

Расхожее утверждение о том, что каждая культура неповторима, является редким образцом реальности. Исключительность каждой из них и радостна и удивительна одновременно. Бывает здорово наблюдать оригинальность церковной культуры в отдельно взятой стране или регионе. Сегодня мы хотели бы представить вам церковное искусство Древней Ирландии.

Мощное распространение христианства в Ирландии приходится на середину V века и связано с именем св. Патрика. В это же время появляются первые ирландские монастыри, ставшие колыбелью духовности и культуры, взрастившие великих миссионеров [1]. В них же и зарождается великое искусство иллюминирования Евангелий [2]. Как и всякое другое, искусство иллюминирования расцветает не сразу, а лишь несколько столетий спустя. Подъем ирландской школы приходится на VII – IX вв. Именно к этому периоду относится появление таких шедевров как Книга из Дарроу и Книга из Келлса [3]. Кельтские рукописи этого периода распадаются на два типа: 1) большие Евангелия, написанные унциалом или полуунциалом [4] и хранящиеся в алтаре; 2) маленькие переносные книги, написанные курсивом, всегда находящиеся под рукой. Первые страницы Евангелий расписаны особенно роскошно главным образом из-за огромных начальных монограмм, украшенных великолепным орнаментом. Левая страница, лежащая рядом с началом текста, почти всегда целиком покрыта удивительными и чрезвычайно разнообразными узорами и известна под названием «ковровая страница». В дополнении к ней или же вместо нее в начале каждого Евангелия находится символ евангелиста или его портрет.

Самое древнее иллюминированное Евангелие, создание которого относят примерно к 650 году, известно как Книга из Дарроу [5]. По своей сдержанности и совершенному мастерству композиции и рисунка, она, как предполагают Чедвик и Диллон, «представляет вершину ирландского искусства иллюминирования» [6]. Использованные цвета сводятся к четырем: коричневому, красному, желтому и зеленому, «которые вместе дают впечатление мягкой красоты осенних листьев. Ни в одном из ирландских иллюминированных Евангелий того времени не используется сусальное золото. В изображении человеческих фигур, создатель сознательно избегал реализма, в результате чего эти изображения стали больше походить на иконографическую мозаику, чем на рисунок.

Из всех ирландских произведений искусства главным сокровищем, по общему мнению, является Книга из Келлса. Ее точное происхождение неизвестно, она была создана то ли в монастыре св. Колумбы на о. Иона, то ли в самой Ирландии. «Келлс, – как сообщают Чедвик и М. Диллон, – на протяжении всего X века неоднократно подвергался опустошительным набегам и грабежам» [7].

Книга из Келлса относительно большого размера, состоит из толстых гладких пергаментных страниц, текст написан полуунциалом, характерным для большего числа ирландских рукописей. Содержание же очень разнообразно. Первая страница содержит некоторые слова из иврита и их латинские эквиваленты, а также символы евангелистов. Следующие восемь иллюминированных страниц заполнены Каноном Евсевия и написаны узкими колонками, окаймленными декоративными столбцами. Змеи, рыбы и птицы в переплетающихся на краях страницы узорах отдалены от своих зоологических прототипов. Это – искусство намека, а не ясного очертания, а намек – творение кельтского воображения, увы, недоступное научному анализу. В Книге из Келлса мы можем увидеть безграничную изобретательность и блестящую игру воображения совсем другого времени. Изобилие узоров, щедрость орнамента, яркий, фантастичный, изящный рисунок, широкое использование синего цвета – все это очень разнится с мрачным достоинством, строгостью Книги из Дарроу.

Пожалуй, здесь можно заметить, что Книга из Дарроу по своему внешнему виду как бы говорит людям – будьте бдительны, в то время как Евангелие из Келлса возвещает «Радуйтесь!»

Юлия ХУЗИЕВА

Статья написана на основе монографии М. Диллона и Н.К. Чедвик «История Кельтских королевств», автор выражает искреннюю благодарность ученым.

[1] В Древней Ирландии почти не существовало собственно приходских храмов.
[2] Иллюминирование (от лат. illumino – освещаю, делаю ярким, украшаю), раскрашивание вручную гравюр или рисунков от руки. И также называется весь процесс выполнения цветных миниатюр и орнаментации в средневековых рукописных книгах. (БЭС)
[3] Термин «Книга» в данном случае обозначает Евангелие.
[4] Унциал, унциальное письмо – каллиграфический вариант одного из основных типов обычного письма III – V вв., называемого иногда первоначальным минускулом (от лат. minus – малый).
[5] Несомненно, иллюминирование Евангелий было и в более раннюю эпоху, но, скорее всего, они не сохранились и поэтому Книга из Дарроу считается самой древней.
[6] М. Диллона и Н.К. Чедвик. История Кельтских королевств. М. Вече 2006. С 379.
[7] Ук. соч. В 1661 году Евангелие попало в Тринити Колледж (Колледж Св. Троицы) Дублина, где и хранится до сих пор.

Древнеирландское церковное искусство: Увеличить изображение. Размер файла: 839,97 Kb [356X800] Древнеирландское церковное искусство: Увеличить изображение. Размер файла: 844,46 Kb [434X640]
Древнеирландское церковное искусство: Увеличить изображение. Размер файла: 866,22 Kb [476X640] Древнеирландское церковное искусство: Увеличить изображение. Размер файла: 804,63 Kb [455X640]

Вперед..»