Публикации

«..Назад Вперед..»

Нужно ли вдохновение звонарю?

На днях православные челнинцы отметили Крещение – один из 12 главных церковных праздников. По преданию, Звонарьв этот день Иисус Христос принял крещение в реке Иордан. В этот праздник во всех храмах верующие освящают воду, которая, как принято считать, приобретает чудотворные свойства. Крещение, как и любое другое торжественное событие в христианском календаре, немыслимо без колокольного звона – радостного и величавого одновременно. Кто «дирижирует» колоколами Боровецкой церкви, решили мы узнать накануне праздника.

Студент последнего курса ИНЭКА Герман Геллерт стал звонарем Свято-Вознесенского собора, по его словам, сравнительно недавно. Три года назад он со своим другом, заинтересовавшись православными корнями, решили посещать воскресную школу. Там он познакомился со старшим звонарем Боровецкой церкви Александром Сергеевичем Фокиным, который, помимо звонарской службы, занимался многим другим – в воскресной школе ставил спектакли в кукольном театре, вел исторический клуб, выезжал на гастроли с молодежной группой в интернаты для престарелых и детские дома. В какой-то момент общей деятельности Фокин, зная, что Герман увлекается музыкой, играет на гитаре, предложил ему помочь на звоннице. Дело в том, что до последнего времени колокольня Боровецкой церкви была рассчитана на двух звонарей. Без помощника звонарю было не обойтись. «А для меня попасть на колокольню было мечтой, – вспоминает Герман. – Вот я поднялся в первый раз – дух захватило, сразу же открылся прекрасный вид на Каму, а город оказался как на ладони. Правда, первый раз мне доверили звонить только в один колокол: Александр Сергеевич задавал ритм, а я в какой-то момент вставлял свое «Ду-ду-у-ун». Затем постепенно я перешел на два, три колокола. Александр Сергеевич звонил в маленькие, зазвонные колокола, а я в большие». А летом 2008-го колокольня Боровецкой церкви претерпела изменения – закупили три новых зазвонных колокола, после чего перестроили колокольню по распространенному стилю. И теперь звонари работают на ней не дуэтом, а сольно и поочередно. Сейчас звонница Боровецкой церкви оснащена 11 колоколами. Но Герман считает, что предела совершенству нет и можно было бы еще обновить и пополнить колокольный «арсенал». Ведь чем больше колоколов, тем богаче и насыщеннее их звучание. Хотя в отличие от других религий в православной колокольный звон выполняет роль не «музыкального сопровождения», а оповещения. По словам звонаря, церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к богослужению, выражать торжество Церкви и ее богослужений, возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей бого-служений.

Колокольный церковный звон бывает двух видов: благовест и собственно звон. Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Им верующие созываются к богослужению. Собственно звон различается по нескольким видам: трезвон, перезвон, перебор. А вообще-то, по словам же Германа, в колокольном звоне нет каких-либо жестких рамок. Освоив азы колокольного звона, он начал творчески подходить к каждому своему «выходу» на колокольню. «Бывает, идешь куда-то, и вдруг в голову приходят новые мотивы», – делится Герман. Правда, исполняя свои авторские наработки, Герману приходится придерживаться определенных правил. Если это праздник, то колокола звонят радостно, переливчато, если пост – с некоторой долей печали и степенности.

Конечно же, мы не могли не задать ему вопрос: колокольный звон считается благодатным, ощущает ли это Герман на себе? «Я тоже слышал о целебных свойствах колокольного звона, – говорит звонарь. – Из одной телепередачи даже узнал, что проводился такой эксперимент: на колокольне ставилась кадка с водой. До и после звона проверяли ее качество. И выяснилось, что после службы она стала чище по своим микробиологическим показателям». Сам же Герман вспоминает те моменты, когда подъем на звонницу становился для него маленьким праздником. «Особая торжественность ощущалась на Рождество, – говорит Герман. – Помню, на утреннюю службу все на колокольне было покрыто инеем – веревки, сами колокола «поросли» белым искрящимся «мхом». А начинаешь звонить, снег летит во все стороны. Глядя на такую красоту, становится очень радостно на душе». Собственно, вот такие неожиданные «чудеса» и украшают жизнь звонарей, которые, «дирижируя» колоколами, порой начинают слышать музыку более возвышенного характера.

КСТАТИ
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства князем Владимиром в конце Х века. Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Но, как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла православие, а из Западной Европы. На это указывает даже само название «колокол», которое происходит от немецкого слова «Glocke». На церковном языке колокол именуется «кампан» – от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Когда в XV веке в России появились собственные заводы по отливке колоколов, то стали отливать колокола больших размеров. Так, на колокольне Ивана Великого в Москве имеются, например, такие колокола: колокол по названию «Вседневный», который весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол «Реут» весом 2000 пудов; самый большой колокол называется «Успенский» и весит около 4000 пудов.

Эльвира МУХАМЕТДИНОВА Вечерние Челны

«..Назад Вперед..»