Публикации

Вперед..»

О том, как спорили Марфа Никитична с Иваном Трофимовичем

В последнее время, с развитием информационных технологий в среде людей появился новый вид спорта – бродить по форумам и спорить на них, реализуя тем самым одну из человеческих потребностей – высказываться. Данный способ времяпрепровождения не остался без внимания и в среде православного общества. Но вот тут-то и выясняется, что мы очень часто нарушаем правила, и чаще всего не осознаем это. Зайдя на несколько любых православных форумов и отыскав там хотя бы по одному «полемическому» полилогу, можно заметить на редкость схожую картину. Идет спор о чем-нибудь (предположим, дело касается рок-музыки или, чего еще хуже, какого-нибудь момента из истории Церкви). Несколько человек спорят: обычно трое или двое, изо всех сил доказывая свою правоту, остальные же десять (а бывает, что и больше) пытаются «образумить» спорщиков и привести общение к «миру» и «любви». Приходилось видеть такого рода сообщения: «Спорят на форумах те, кому заняться нечем». [1] Так что с точки зрения большинства современных православных форумчан, спорить – это плохо.

А почему, собственно, плохо? Один из вариантов ответа, может быть таким: споры создают негативную и тяжелую атмосферу, а к тому же спорщики довольно часто опускаются до взаимных оскорблений. Или ответить можно так: споры провоцируют конфликты, и поэтому, сие не есть хорошо. А хорошо это мир, дружба и жвачка. Но здесь стоит подумать: а всегда ли должно быть согласие (я имею в виду внешнее согласие на форуме)? Всегда ли тишь на форуме имеет позитивное значение? Если это так, то это говорит только об одном: люди не желают думать сами и приглашать к полемике себе подобных, они ленивы на интеллектуальную деятельность. Либо просто боятся, что тоже в какой-то степени является разновидностью лени.

Итак, полемика – явление позитивное. Однако, господа спорщики, не спешите радоваться. С чего вы взяли, что вы полемизируете? Полемика это великое искусство, и надо заметить, что подавляющее большинство православных людей (да и светских тоже) совершенно не владеют им. К примеру, видите вы длиннющий-придлиннющий полилог, в котором ТАКИЕ обороты встречаются, ТАКОЙ ВЫСОТЫ полеты мысли, прочитали – и думаете: «Вот, это мысль, и умные же у нас люди». Однако, в том-то и состоит весь смысл, что мысли там ни на грош. МЫСЛЬ – это то, что опирается на источники или законы логики (которые знают единицы). Если же мысль ни на что не опирается, а идет просто из головы (пусть даже, на первый взгляд она и кажется разумной) – то это не мысль, а субъективное измышление или попросту говоря, фантазия. К примеру, если речь идет о рок-музыке, и вы пытаетесь отстоять мысль о том, что это негативное явление культуры – попытайтесь, хоть немного по-настоящему, аргументировать свои высказывания, приведите мнения психиатров на сей счет, сошлитесь на серьезные исследования, а не пользуйтесь методом спотолочной рефлексии. Если же вы не можете доказать свое мнение с помощью серьезной научной (или богословской – в зависимости от того о чем речь) литературы – то, к сожалению, вы не умеете думать. Вы фантазируете и принимаете свои фантазии за мысль.

Следует заметить, что те, кто заявляет о том, что споры порождают конфликтные ситуации, к великому сожалению, правы. За счет чего возникают форумные ругачки? Главная причина – хамство. Мы готовы много рассуждать о величии нашей православной культуры, долго и заливисто рассказывать о гениальности Андрея Рублева, Феофана Грека и прочих, но как ни странно сами мы, зачастую, являемся редким образцом бескультурья и аморальности. Если мы позволяем неуважительно разговаривать, хамить или фамильярничать с ближними – то мы на сто процентов не исполняем заповедь о любви. Ведь любви без уважения быть не может. А именно это качество является самым дефицитным в православном обществе. Проистекает данная привычка от потрясающе огромной гордости человека, считающего, что в Интернете или где-то еще можно как угодно обратиться к совершенно незнакомому человеку. Можно назвать его на «ты», Машенькой (хотя в логине сказано Мария) или еще как-нибудь. Увы, хамство – это серьезная проблема всего православного общества, которую мы почему-то упорно не хотим замечать.

Итак, подведем итоги: 1) Искусство полемики (настоящей, с опорой на источники) очень нужно в церковном обществе, так как это станет отличной гимнастикой для мозгов (а умение думать очень важно) и позволит набраться опыта ведения споров, которые нам так необходимы в нашей профессиональной жизни и миссионерстве. 2) То, что говорите, нужно тщательно доказывать. 3) При обращении к кому-либо следует проявлять безукоризненную воспитанность, ни в коем случае не тыкать и не фамильярничать, если же в Интернет-общении устоялись другие традиции – то это дурные традиции, которые нужно срочно менять.

Юлия ХУЗИЕВА

[1] к сожалению, мне придется нарушить одно из важнейших принципов доказательной базы, а именно утаить имя автора подобной мысли, так как в некоторых кругах эта личность весьма известна.

Вперед..»