Публикации

Вперед..»

Увидеть чудо...

Всего любимей было лето. Ей слаще не было забавы, чем поутру, едва проснувшись, из дому выпорхнуть босою, сбежать с крыльца, сойти с дорожки, ступить на блещущие травы, дрожа от соприкосновенья с ещё не высохшей росою. Наверно, не найдется такого человека, который не любил бы лето: ласковое солнце, речушка, играющая солнечными лучами и несущая свои воды далеко за горизонт, лес, радующий взор темно-зелеными, массивными соснами, свежим воздухом, лесными ягодами, грибами... В эти яркие, долгожданные летние денечки каждый стремится провести их незабываемо: кто-то отправляется в далекое путешествие по восточным странам, чтобы полюбоваться пустынями, морями, океанами, величественными пальмами, кто-то ездит по древним замкам и дворцам Европы, но многие посвящают свой летний отпуск родной русской земле: историческим местам, святыням, монастырям...

Прихожане Свято-Вознесенского Архиерейского подворья также посетили многие святые места России. Их наблюдения, чувства, эмоции о своих паломничествах предлагаем вашему вниманию.

Захар Ручкин:

Летом нам посчастливилось отдохнуть в Абхазии, где мы путешествовали по местным святыням и старинным сооружениям, которые сохранились до нас в первозданном виде аж с VI века! Конечно, имеются сооружения и постарше: здание, в котором собирался совет верховенств, был построен в I веке, но от него сохранились только стены, а многие храмы датируются III или IV веками. Также были в келье апостола Христова Симона Кананита (Зилота), видели саркофаг, в котором покоилось тело святого Иоанна Златоуста.

Кроме того мы сподобились искупаться в источниках. Особенно мне запомнился святой источник, освященный в честь мученика Василиска. В тот день я поцарапал коленку шипами от ежевики, но когда окунулся 3 раза с молитвой, царапины как не бывало! Чудеса, да и только!

Каждый день купались в море, гуляли по горам, где чистый воздух, вкусная горная вода и много горных речек! Одним словом, всё было интересно!

 

Ангелина Давыдова:

Паломническая  поездка  взяла свое начало от храма Иоанна Кронштадского, расположенного в городе Нижнекамск. Организатором был отец Георгий, который все сделал для того, чтобы поездка была комфортная и интересная, даже во время пути он проповедовал в непринужденной обстановке, от чего общение получалось теплым и родственным, все чувствовали себя братьями и сестрами.

Нужно сразу заметить, что это не прогулка и не отдых, а, можно сказать, полезный подвиг для души, поэтому нужно быть готовым, что тело испытает некоторые неудобства и трудности. Так как мы молодожены, это было для нас свадебное путешествие на пользу душе. Мы решились на нее, несмотря на недолеченную спину мужа и мое плохое самочувствие.

Вначале мы прибыли в Раифский монастырь, где приложились к иконе Грузинской Божией Матери и набрали водички в роднике, который находится на территории Раифы.

Затем наш путь лежал в Серпуховский Высоцкий монастырь к иконе «Неупиваемая Чаша» и к раке с мощами местного святого преподобного и богоносносного отца Афанасия младшего игумена Высоцкого, Серпуховского чудотворца. От святых мощей преподобного, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих. Особенно Божий угодник помогает страждущим болезнями ног. Святынь в этом месте очень много: ковчег с частицей Животворящего древа Креста Господня, Крест с частицей шипа тернового венца Господа нашего Иисуса Христа, частица гвоздя распятия, множество ковчегов с мощами святых Ярославских чудотворцев, Киево-Печерских и Ростовских святых, ковчеги с мощами Пантелеимона Целителя, Марии Магдалины, а также изображение главы Иоанна Предтечи и многих, многих других.

Потом мы отправились к Оптиной Пустыни. Доехали мы туда к вечернему богослужению, во время которого прихожанам дозволяется сидеть и только в определенных местах все поднимаются. Нам это очень понравилось – помогает больше внимания уделить молитве, а не усталости. В монастыре также можно заказать сорокоусты всего за 40 рублей, ведь всегда хочется заказать молитвенную помощь о близких, а тут такая возможность. Около Оптиной Пустыни мы искупались в святом источнике, после чего почувствовали себя лучше, даже усталость куда-то делась.

Проснулся аппетит, который усмирил отец Георгий, организовав общую трапезу за большим столом с горячим чаем. Хочу отметить большую заботу о нас матушки Елены – она с самого начала поездки и до ее окончания была нам как заботливая мамочка: интересовалась всем ли удобно сидеть, заботилась о нашем самочувствии.

Спали мы в пути в разложенных сиденьях автобуса, и поэтому  когда удалось приклониться к кровати, сразу же впали в сладкий сон. Вот и начинаешь в таких случаях понимать свою немощь: пару ночей в автобусе – уже подвиг. А как святые подвижники? Что это наше неудобство по сравнению с их многолетними подвигами!

С Оптиной Пустыни – в Москву к Матроне Московской. К мощам прибыли в 5 утра,

и у ворот уже были люди почти все с цветами, как к живой по просьбе самой святой, чтоб несли цветы с нечетным количеством. Приложились к мощам, помолились, мне даже розочка от Матроны досталась, которая сейчас лежит около наших икон дома. Даже этот цветочек вызывает в душе особое благоговение, от умиления наворачиваются слезы радости.

Святыни Москвы невозможно за раз все объездить, поэтому мы посетили некоторые: Даниловский монастырь, где покоятся мощи Даниила Московского и находится резиденция патриарха, Донской монастырь, и, конечно же, храм Христа Спасителя.

Дальше наш путь лежал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру – жемчужницу Православия, где чувство глубокого благоговения не покидает душу. Сколько мощей, сколько святынь в этом месте! Тут хочется остаться подольше, а нас Господь сподобил быть на службе на этой земле, благословленной Духом Святым.

После – Переяславль-Залеский, Ростов Великий, Ярославле-Толгский монастырь, в котором мы прожили очень содержательных два дня. Немного удалось погулять по городу и посетить храмы Ярославля, правда, не все действующие, но очень красивые и разные по архитектуре. На набережной я увидела столы с сувенирами и захотела их рассмотреть: чем же торгуют женщины в таких интересных древне-русских одеждах? Оказалось, что это обереги и прочая атрибутика язычества. Я спросила: «Неужели у нас еще остались язычники, да еще в таком месте?» Представьте, остались! Меня возмутила также такая картина: в этом городе есть монумент Святой Троицы по иконе преподобного Андрея Рублева, там стоят люди и бросают деньги в Чашу, которая перед Троицей. Это, оказывается, проблема города, и верущие люди просят власть убрать монумент, чтобы прекратить это безобразие.

После Ярославля поехали домой, уставшие, но довольные и радостные. Ничего в жизни случайного не бывает, и вот нас Господь сподобил быть в таких святых местах. Эта поездка останется навечно в нашей памяти, а ту благодать, которую мы от нее получили осознать невозможно, но крохотку мы все же прочувствовали. Описать все также не возможно, как невозможно земными словами описать Царство Небесное.

 

Cофия Валиева

Макарьевская мужская пустынь

Такой тихой и пустынной обители, наверное, нет ни в одной епархии. Монастырь, расположенный на лесной горе, поражает своей благодатной тишиной и благолепием. Добраться туда из Казани летом паломникам можно водным путем на пароходе. Дорога занимает около часа плавания вдоль берега Волги. Остановка называется Рудники, она предпоследняя перед самым Свияжском. От остановки поднимаешься по лесной дороге вверх. Кажется, что идти придется долго, как вдруг видишь перед собой ворота монастыря. Сказочно белый с синими куполами предстает он перед глазами. Это – Макарьевский монастырь. Обитель названа в честь преподобного Макария Желтоводского, имеется и целебный источник этого святого. 

История монастыря связана с желанием старца Макария создать обитель в Казанском крае в знак благодарения Господу за чудесное спасение пленных христиан (преп. Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом в 1438 году, возвращался в родную Кострому, остановившись на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, завещал основать на этом месте монастырь). 

Большинство монастырских строений сохранилось. В частности, сохранились (хотя и в ветхом состоянии) двухэтажный настоятельский и братский корпуса, построенные в 1889 году, два полукаменных братских корпуса (1830 и 1847 гг.), оба монастырских храма. Цела и каменная часовня над источником, у которого, по преданию, останавливался Макарий Унженский.

Его особенность – немногочисленность братии, а также и паломников связана с месторасположением, в округе одни только деревеньки. Однако, несмотря на это, службы идут там каждый день. Особенно, что меня там поразило – совсем минимальная сумма пожертовований за требы.

 

Свияжск

Свияжск... Остров-град, а в настоящее время один из паломнических и туристических центров Татарии. Нельзя не побывать там, не узнать хоть сотую часть всей его богатейшей истории. Про этот остров можно услышать всевозможные легенды и сказания, как истинные, так и не совсем... Одну из таких легенд мне рассказал мой дальний родственник, живущий прямо напротив Свияжска, на том берегу Волги. Когда-то еще незаселенный остров освящал своей молитвой один инок, осеняя его крестным знамением на все стороны света. Этим иноком был преподобный Сергий Радонежский. Ответ, почему именно он, совсем прост, вскоре по приказу Ивана Грозного на острове появился первый монастырь, насельниками которого стали монахи из Троице-Сергиевой Лавры.

Самой таинственной легендой является подземный ход для колесницы Ивана Грозного, пролегающий под водами реки Волги, который соединял между собой остров с материком. Его до сих пор никто не может найти... 

Значение в прошлом остров имел очень важное. Он был одновременно стратегическим и миссионерским пунктом для покорения Казанского ханства. Самыми первыми его жителями были купцы и монахи. Монастырей, там основанных, было аж целых четыре (три мужских и один женский). Но сейчас действует только один – Успенский Богородицкий мужской монастырь. Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря – архимандритом Германом. К XVIII веку обитель являлась самой богатой и влиятельной из всех монастырей Казанской епархии. Совсем недавно было образовано женское Иоанно-Предтеческое подворье Свияжского Успенского мужского монастыря.

Для тех, кто там ни разу не побывал, советую обратить внимание на самую первую деревянную церковь в честь Святой Троицы, построенную в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск. Еще с парохода, издалека, первым виднеется самый красивый собор «Всех скорбящих радость», построенный матушкой игуменьей Апфией, в честь Божией Матери. Это крупный четырехстолпный крестовокупольный храм, выстроенный в неовизантийском стиле с элементами эклектики. В Успенском соборе сохранились уникальные фрески XVI века. Среди наиболее знаменитых фресок – алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. 

 

N.

В прошлом году от нашего храма была организована поездка в Казань на празднование обретения Казанской иконы Божией Матери, а в этом году мы сами решили съездить на крестный ход, соборно помолиться нашей Заступнице. Жалко, что в Челнах не проходят крестные ходы по городу – это ведь придает празднику особую значимость, а в верующих вселяет духовные силы. Теперь мне понятно, откуда в советское время появилась традиция демонстраций. Но разве может сравниться марш с плакатами кумиров с шествием людей, объединенных не приказом от руководства, а единым духовным порывом?

На обратном пути из Казани мы поехали в Седмиозерную пустынь. Раньше мы бывали в монастырях Казани, в Раифском Богородицком мужском монастыре – там нас встречала торжественная, величественная красота, а в Седмиозерье – тишина, покой, уединение от городской суеты, от любопытствующих туристов, где монашествующие живут своей жизнью: по утрам совершают братский молебен с акафистом Божией Матери и преподобным Гавриилу и Александру Седмиозерным, ежедневно служат в храме Литургию, несут различные послушания в своем подсобном хозяйстве, кормят бездомных и малоимущих. В этой обители, несмотря на малочисленность братии, читается неусыпная Псалтирь. Помолившись в храме, мы отправились на целебные источники Божией Матери, где когда-то была каменная церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радости» и преподобной Анисии, которая встретила в лесу основателя пустыни иеромонаха Евфимия и пророчила прославление этого места. Несмотря на то, что при советской власти с этими источниками боролись как с самой верой православной, к ним до сих пор идут паломники с надеждой на исцеление от недугов. Вот и мы испили с благоговением живительной влаги и окунулись с молитвой в купель.

Домой мы возвращались как будто обновленные, полные жизненных сил. Слава Тебе, Господи, за милости к нам, за то, что не отвергаешь нас, грешных, от святынь, даешь прикоснуться к ним и еще раз воскликнуть: «Слава Богу за все!»

 

Людмила Промтова

Я уже давно хотела побывать в четвертом уделе Пресвятой Богородицы – дивном Дивеево. И вот этим летом выдалась такая возможность. Маршрут поездки пролегал через Арзамас – город, славящийся подлинными шедеврами церковного зодчества. До революции в этом маленьком городке было четыре монастыря и более тридцати церквей. Среди прочих поражает своей величественной простотой и торжественностью храм славного Воскресения Христова, воздвигнутый в честь победы наших войск над французами в 1812 году. В нем хранится одна из самых почитаемых святынь города – обретенный чудесным образом Животворящий Крест Господень. Подходя к Нему, испытываешь благоговейный трепет и страх Божий, как будто действительно стоишь перед многострадальным и кротким взором распятого за нас Христа, и в голове всплывает фраза, прочитанная на старой потемневшей иконе этого храма: «Греху работаеши, спасения не чаеши, Меня, Владыку твоего, на всяк день и час распинаеши». Потрясенные, может быть, впервые не прошедшие равнодушно мимо смиренной и оплеванной «любы» Сладчайшего Иисуса, паломники – и верующие, и мирские – долго стояли и не могли отойти от Креста. Но время поджимало, и мы должны были двигаться к главной цели нашего путешествия – к мощам батюшки Серафима.

Когда в первый раз ступаешь на святую землю Дивеевской обители, находящуюся под Покровом Самой Царицы Небесной, то как-то сразу все тяготы, сомнения, житейские треволнения перестают колебать и томить душу, в сердце приходят долгожданный мир и покой, неизреченная радость о Боге, «устрояющему вся». Дивеево – это настоящая страна чудес, где сплошь и рядом встречаешься с непостижимыми для человеческого ума явлениями, где доподлинно чувствуется, что Господь и по сей день творит и ни на миг, ни на час не оставляет нас Своим Промыслом. На всем монастыре лежит отпечаток духовного мира, кажется, что и в золоте куполов играют не солнечные блики, а отблески, осколки нетварного Света – горнего Иерусалима. Подходя к мощам святых жен дивеевских, Серафима Саровского, видя оставшиеся после него вещи, план обители, сделанный его рукой, вдруг четче осознаешь, что и прославленные угодники Божии были когда-то обычными земными людьми, жили в схожих с нашими условиях, точно так же, как и мы, искушались, страдали, несли свой крест, прошли через те же самые испытания, с какими и мы сталкиваемся в своей повседневной жизни, но своей любовью к Богу и решимостью они посрамили дьявольские нападки.

Вообще, в таких поездках многие уже, казалось бы, набившие оскомину знания, открываются с иной стороны, а теория становится практикой.

Кроме того, в паломничестве можно увидеть прообраз нашей собственной жизни, как пути к Небесному Иерусалиму. Наверное, поэтому обычай совершать хождения по святым местам столь крепко укоренился на Руси и сохранился до сих пор.

Евгения БАЛЬСУНОВА

Вперед..»