Публикации

Вперед..»

Пробуждающая чувства добрые

Русская классическая литература всегда являлась богатой сокровищницей, приоткрыв которую читатель погружался в удивительный мир русского языка. Все ценители художественной литературы всегда восхищались красотой речи, индивидуальностью стиля, который характерен для каждого писателя или поэта, воспитанного Россией. Вот мы открываем первую книгу и окунаемся в XVII век, проходим по старым улочкам града-Москвы, мимо проезжают извозчики, задевают плечом люди в странных костюмах… А вот уже начало XX века – белое пятно вишневого сада, далеко уходящего вперед, где начинает загораться красной полосой утренний рассвет, в беседке сидят девицы в длинных светлых платьях и шляпах с круглыми полями, вокруг разносится сладкий аромат от кустов красных роз… Куда только не уносят нас книги, в какие неизведанные дали и непроходимые места не улетает наша фантазия, читая то или иное произведение, и в каждом скрыт жизненный урок, тайный смысл.

Каждому, наверно, запомнились уроки литературы в школе. Многим не нравилось читать многочисленные произведения, мы путались в именах и родственных связях героев, с трудом искали смысл и кульминацию. Часто встречается мнение, что педагоги в учебных учреждениях дают детям для изучения такие виды литературных произведений, как комедии, мелодрамы, поэмы и романы, которые наполнены грехом и пороком и воспевают неправедных людей мира сего. Хочется опровергнуть это мнение, доказав, что в каждом произведении присутствует добро и любовь, везде найдется место Богу и Его нравственному закону.

Среди морей и океанов русской классической литературы хочется выделить пять лучших произведений, запавших в душу больше остальных, которые читатель мог запомнить еще со школьных времен. Книги показывают примеры истинной, чистой любви, дружбы, семьи, а кое-где и развитие порока, греха и деградацию личности.

Возглавляет этот список «солнце русской поэзии» А.С. Пушкин. Не устаешь удивляться красоте его языка, богатству речи, каждое его произведение дышит легкостью, словно прекрасное музыкальное произведение ласкает слух. Поэт творил в конце XVIII – начале XIX веков и оставил в наследие большое количество стихотворений, сказок, поэм, повестей, но сейчас мы вспомним его драматическое произведение «Моцарт и Сальери». Кажется, что тут скрыто полезного и вразумительного для души христианина: друг гениального музыканта Вольфганга Амадея Моцарта – Сальери, который был не столь одарен, завидовал гению и решился его отравить. Моцарт был талантлив от Бога, легко писал музыкальные произведения, но нисколько не гордился этим. Это особенно и восхищает в герое, развивающем в себе Божий дар, но никогда не превозносившемся над людьми, в отличие от не столь гениального Сальери. «Гений и злодейство – две вещи несовместимые», – говорит Моцарт, и его друг задается вопросом: «Ужель он прав, и я не гений?» Драма показывает, как человек, ослепленный грехом и самолюбием, думая только о творчестве, забыл свою душу и отдался власти темных сил.

Следующим в списке хочется поставить роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повествующий о том, как душа человека может деградировать, отпав от Бога и Его заповедей. Главный герой – Григорий Александрович Печорин – образ человека, не нашедшего себе применения в жизни. Учеба, светское общество, служба – все ему наскучило, опротивело. Он попадает на войну, но быстро привыкает и к свисту пуль, и к лицу смерти. Ему ничего не стоит влюбить в себя женщину, а потом резко отвергнуть ее любовь, обжигая ее сердце холодом равнодушия, или вызвать друга, который доверял ему, на дуэль и убить его («Княжна Мери»). «Зачем я жил? Для какой цели я родился? – рассуждает главный герой перед дуэлью. – А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни… Моя любовь никому не принесла счастья. Потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться». Сколько мудрости, горького житейского опыта присутствует в этих размышлениях! Действительно, если за жизнь человек не научится любить, то тщетны будут все его труды и научные открытия, не поможет и высокое положение в обществе, власть и почет. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и остальное приложится вам» (Мф. 6, 33) – вспоминаются слова Спасителя при прочтении романа М.Ю. Лермонтова.

Писатель, о котором пойдет разговор далее, был видным человеком в светском обществе: образованный, интеллигентный, дипломат и полиглот, но известным он стал на литературном поприще. Перенесемся же из нашего века на несколько столетий назад, в то время, когда жил Александр Сергеевич Грибоедов. Итак, век XIX, который кружит голову балами, светскими вечерами, интригами и сплетнями при дворе. На одном из таких вечеров и оказался этот гениальный человек и был поражен тем, как вся публика благолепствует перед всем иностранным и окружила вниманием и заботой какого-то француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь, в результате чего его объявили сумасшедшим, а вскоре весь Петербург сладко смаковал эту мерзкую сплетню. Грибоедов же, дабы проучить светское общество, задумал написание комедии – так в 1824 году на свет появилась пьеса «Горе от ума». Комедия отвечает всем признакам классицизма: соблюдено единство места, времени и действия, фамилии героев несут тайный смысл, а сюжет, с одной стороны, прост и схож с обыденным любовным романом: молодой дворянин Чацкий приезжает к своей возлюбленной Софье, но та забыла уже о нем и отдала свое сердце другому. На протяжении всей пьесы главный герой пытается понять: кто он, кто же его соперник? Одновременно Чацкий обличает пороки московского светского общества: пресмыкательство, глупость, лицемерие, скупость, склонность ко всему иностранному, но добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии, пущенные Софьей. Когда он узнает, что его возлюбленная полюбила Молчалина – секретаря, отвечающего ей взаимностью лишь для того, чтобы выгодно жениться и продвинуться выше на служебной лестнице, то выдает прощальный монолог, который должен был бы глубоко проникнуть в сердце каждого, но люди лишь смеялись над ним. «Мучителей толпа, в любви предателей, во вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простяков… – безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет… Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!» И современным читателям полезно иногда брать пример с героя пьесы «Горе от ума» Чацкого и смело обличать поступки и пороки окружающих, ведь по слову Христа: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6).

Еще одним из гениальных писателей того времени является Н.В. Гоголь, описывающий яркую, насыщенную жизнь Малороссии, обычаи и традиции жителей, их проблемы и радости. Но его произведения также дышат живой верой, морально-нравственная оценка поступков главных героев осуществляется писателем через призму Православия, поэтому Гоголя можно смело назвать христианским писателем. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Женитьба», «Ревизор», «Миргород» – вот только четверть самых известных произведений Николая Васильевича. Но сейчас хочется вспомнить повесть «Шинель», входящую в сборник «Петербургские повести» и повествующую о бедном чиновнике Акакие Акакиевиче Башмачкине – робком, бессловесном существе, безропотно сносившем «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Он абсолютно был лишен чувств, эмоций, так как работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы. Но вот его жизнь озарилась словно солнечным светом, так как появился смысл существования: шинель! Портной Петрович уговаривает его сшить новую шинель взамен совсем потрепанной старой, и теперь Башмачкин думает только о том моменте, когда на его плечи ляжет новое, теплое одеяние, чтобы скрыться под ним от реальности окружающего мира, словно под панцирем черепахи. Дело доходит до абсурда и кажущегося безумия: чиновник начинает ходить на цыпочках, чтобы не стерлась подошва обуви, перестает есть по вечерам, но вот заказ выполнен. Впервые все внимание было приковано к нему (а вернее к новой, красивой шинели), главный герой купался в лучах славы. Однако радость длилась недолго: вечером неизвестный на улице сорвал с плеч шинель, Башмачкин поспешил к Значительному лицу, ища защиты и поддержки, но тот его прогнал. Бедный чиновник, не выдержав такой несправедливости и горя, слег, а вскоре умер.

Повесть, несмотря на комичность сюжета, заканчивается печально: герой, не нашедший поддержки, разочаровавшись в жизни, умирает. На протяжении уже двух веков это произведение Гоголя интерпретировали по-разному, каждый – ученый-филолог или учитель русского языка и литературы – с высоты своего уровня знаний, включая всю фантазию и логическое мышление. Но для нас, как православных христиан, важна главная мысль произведения: без Бога человек не может жить, ибо не видит смысла, цели своего существования. Работа, дом, земная суета – за всем этим теряется способность человека чувствовать, сопереживать, любить, что и показал писатель на примере Башмачкина. Герой ставил своей целью земные блага, получая радость только от материальных вещей, забыв о существовании Бога, неудивительно, что жизненный путь бедного чиновника окончился трагично.

О следующем гениальном писателе, творившем в XIX веке, ученый-физик Альберт Энштейн писал: «Достоевский показал нам жизнь, это видно, но цель его заключалась в том, чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия». Сам писатель ставил цель своего существования и творчества так: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф.М. Достоевский оставил в литературное наследие множество произведений, но сейчас вспомним его роман «Униженные и оскорбленные», в котором красной нитью проходит мысль прощения. С начала повествования идет две сюжетной линии: униженная, оскорбленная девочка Нелли, мать которой сбежала с любовником из родительского дома. Отец не смог простить предательства дочери, а потом, когда она умерла, плакал и страдал над телом любимого дитя. Так же параллельно рассказывается о молодой девушке Наташе, которая ушла из дома с Алешей – сыном врага семьи. Отец долго не мог простить ее, но под впечатлением рассказа Нелли понял, что не может больше без дочери, и забыл всю обиду на нее. Вот как Достоевский описывает их радостную встречу, сцену прощения дочери отцом: «И ты могла думать, что я проклял тебя, что я не приму тебя, если б ты пришла!.. Да ведь я... слушай, Наташа: да ведь я часто к тебе ходил, и мать не знала, и никто не знал; то под окнами у тебя стою, то жду: полсутки иной раз жду где-нибудь на тротуаре у твоих ворот! Не выйдешь ли ты, чтоб издали только посмотреть на тебя! А то у тебя по вечерам свеча на окошке часто горела; так сколько раз я, Наташа, по вечерам к тебе ходил, хоть на свечку твою посмотреть, хоть тень твою в окне увидать, благословить тебя на ночь». Герои романа учат читателя важным духовным принципам: прощению врагов, обижающих и оскорбляющих нас, любви и самопожертвованию. Какой мудростью веет от этих высказываний Достоевского, которые он вложил в уста своих героев: «Пусть они нас проклинают, а мы их все-таки будем любить; они и не устоят», «Одной любви мало: любовь оказывается делами», «Не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие».

Каждое произведение деятеля русской литературы подталкивает читателя к осознанию главных христианских истин: прощение – необходимое условие для совершенствования, любовь бывает только тогда истинной и чистой, когда она распространяется и на ближних и на врагов, а честность – неотъемлемая и главнейшая черта характера любого интеллигентного человека. Один из выдающихся раннехристианских богословов Тертуллиан писал: «Каждая душа – христианка». Неудивительно, что такие разные люди, творившие в разное время, поднимают вопросы, о которых не должен забывать каждый христианин, а духом Евангелия пропитаны многие произведения. Следовательно, странными кажутся рассуждения неофитов или «очень благочестивых православных», что художественная литература вредит душе, уводит ее в мир фантазии и мечты или, наоборот, шокирует ужасающей реальностью. Вспоминаются известные строки А.С. Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»... А мы будем благодарны этим гениальным людям, которые пробуждают в нас добрые, искренние чувства, показывая на наши недостатки и грехи через своих героев.

Евгения БАЛЬСУНОВА

Вперед..»