Публикации

Вперед..»

Андрей Рублев. Ненаписанное житие

Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, – стоит последним.  

Преподобный Андрей Рублев, иконописец. Увеличить изображение: 277,6 Kb [508X600]Андрей Рублев – автор знаменитой «Троицы». Пожалуй, это первое, что приходит в голову, когда произносят имя иконописца. Еще можно вспомнить, что на территории Спасо-Андронникова монастыря в Москве находится музей художника. И еще – что в церковном календаре Андрей Рублев называется преподобным, т. е. святым из монашествующих, который своими подвигами и святостью жизни стяжал высшее нравственное достоинство.

Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения, не существует даже жития преподобного. Сведения о его жизни мы черпаем в основном из летописей. Где, когда и в какой семье родился будущий иконописец, сказать нельзя. Кто-то утверждает, что он был родом из Твери, кто-то – что из села Радонеж, родины преподобного Сергия, кто-то – что был коренным москвичом. В «Сказании об иконописцах» Андрей Рублев назван Радонежским, из-за чего можно предположить, что Радонеж и был его местом рождения, но это только догадка.

Родиться  он мог и в самом конце XIV века, и чуть раньше. В это время русские войска воевали с татарами, в В 1398 г. Рублев стал послушником в Троице-Сергиевой Лавре и начал обучаться иконописи. Тогда на Руси было принято отдавать талантливых 14-15-летних отроков в послушание ради того, чтобы они освоили какую-то профессию: иконопись, каллиграфию. В условиях бедности и угрозы со стороны татар это фактически гарантировало молодым людям спокойную и, что очень важно для средневековой Руси, богоугодную жизнь, так что родители часто приветствовали такой шаг.

Был ли Рублев отдан в монастырь по желанию родителей? Это возможно. Но есть и другой вариант. Послушника принимали в монастырь после внесения «вклада» (деньгами или землей), значит, присоединиться к братии мог только состоятельный человек. В Троице-Сергиевой Лавре такого «вклада» не требовали, поэтому вступить в нее мог и бедный мирянин. Это дает право предположить, что Андрей Рублев мог оказаться выходцем из бедной семьи, а то и вовсе сиротой.

В обучение он поступил к иконописцу Даниилу Черному, с которым вместе работал на протяжении всей своей жизни. Обучение послушника предполагало теснейшую духовную близость с наставником, традиционную передачу секретов техники живописи, приготовления красок и т. д. Учитель передавал послушнику весь свой опыт, причем не только профессиональный, но и духовный.

В 1405 г. Андрей Рублев вместе с Прохором из Городца и Феофаном Греком расписывают Благовещенский собор Московского Кремля. Точнее, главным художником был византиец Грек, ему помогал Прохор, а Рублева летописи называют только третьим по счету. Эта работа примечательна тем, что здесь впервые был оформлен иконостас, состоящий из нескольких ярусов икон и фактически полностью покрытый образами. До этого алтарная перегородка была ниже по высоте и украшалась намного скромнее.

После росписи собора Андрей Рублев должен был вернуться в Лавру, однако этого не сделал. Видимо, из-за конфликта с игуменом. В 1408 г. его ждет другая большая работа – фактически самостоятельно, а не под началом другого человека, расписать Успенский собор во Владимире. Чем занимался мастер после этого, точных свидетельств нет. Известно лишь, что они с Даниилом Черным приняли священство. Жили они в это время в Андронниковом монастыре.

Приблизительно с 1425 по 1428 гг. Андрей и Даниил после переговоров с Никоном возвращаются в Лавру, чтобы расписать собор Святой Троицы. Работали они вместе с учениками, которых, вероятно, Рублев успел обучить тонкостям ремесла в предыдущие годы. Нельзя доподлинно сказать, какие из икон собора принадлежат кисти Рублева, а какие выполнены совместно с учениками или только ими. Есть мнение, согласно которому все три года, во время которых продолжалась роспись собора, Андрей Рублев посвятил созданию одного-единственного образа – знаменитой «Троицы».

Икона Святой Троицы Андрея Рублева. Увеличить изображение: 829,92 Kb [643X800]Уникальность этой иконы в том, что она написана не в соответствии со сложившимися канонами. Было принято изображать «Троицу» как иллюстрацию описанного в Ветхом Завете события – явления Трех Ангелов патриарху Аврааму и его жене Сарре. Рублев же изобразил не событие, а саму Троицу, можно сказать, идею Троицы. Поэтому нередко говорят, что эта икона – иллюстрация, наглядное изображение одного из главных догматов христианства – единства Отца, Сына и Святого духа, Единосущной и Нераздельной Троицы.

После работы в Лавре Андрей и Даниил едут в Спасо-Андронников монастырь. Там они расписывают собор. Эта, последняя работа в жизни Рублева – настоящий подвиг. В Москве в то время была страшная эпидемия язвы, постигшей народ, как верили москвичи, за грехи. Спасения люди искали у Бога, шли в церковь. У тех, кто занимался росписью собора, не было шанса избежать заражения.

Около 1430 г. умер Андрей Рублев. Вскоре после него – его учитель, друг и соратник – Даниил Черный. Предание говорит, что перед смертью он увидел видение – улыбающегося Андрея, который звал своего наставника к себе, в окружении праведников и святых. Точных сведений о кончине Рублева, как и о его рождении, у нас нет.

Еще в шестнадцатом веке творчество Андрея Рублева было принято за образец иконописного искусства. На него ровнялись, ему подражали. Даже Иван Грозный призывал мастеров иконописи обращаться при написании икон к уже созданным Рублевым творениям. Можно найти свидетельства о духовном признании его святости в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные...».

Андрей Рублев был канонизирован совсем недавно – в 1988 г.  Подлинник написанной им «Троицы» хранится в Третьяковской галерее. Эта икона настолько знакома, понятна и близка, что невольно кажется, что все известно и про ее создателя. Она буквально сразу стала очень почитаема в народе, с нее сделаны многочисленные списки.

«Писать с древних образов, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев» – так постановил изображать Троицу церковный Собор, состоявшийся в Москве в 1551 г. Это было признание таланта художника на самом высоком уровне.

17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности.

Подготовил диакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

Вперед..»