Публикации

Вперед..»

Христианское на подошве, или о презренной культуре

Речь пойдет о той культуре, которая в Церкви считается презренной или в лучшем случае едва терпимой. А именно – культуре голливудского кинематографа. Если опросить определенное количество людей среднего возраста (православных, конечно): «Что вы думаете о голливудских фильмах?», то большинство ответят, что кино, которое производит проклятый Голливуд – есть бяка, и христианам смотреть его не следует. Тех, кто так думает, я вынуждена сегодня разочаровать. Многие массовые американские фильмы несут в себе серьезный христианский смысл. Сейчас, на примере трех из них, мы попытаемся показать, в чем именно.

Поймай меня, если сможешь

Фильм «Поймай меня если сможешь» – еще одно гениальное творение Стивена Спилберга с Томом Хэнксом и Леонардо Ди Каприо в главных ролях. По жанру фильм определяется, как детективная драма . Картина основанная на реальных событиях жизни Фрэнка Эбигнейла. С первых минут сюжет мало чем отличается от обычных криминальных драм: главный герой, большой умница, получивший моральную травму вследствие разрыва родителей – сбегает из дома и начинает вести жизнь мошенника. Фрэнк поистине гениален в своем «деле», ему с ловкостью удается украсть тысячи миллионов долларов с помощью подделки банковских чеков. За пять лет своей «карьеры» (с 16 до 21) он успевает поработать пилотом пассажирской авиалинии, врачом и адвокатом. Вся полиция сбилась с ног и уже отчаялась отыскать гениального авантюриста, как только один Карл Хэнретти упорствует в своем желании поймать Ф. Эбигнейла. Большая часть времени фильма занимает погоня Карла за Фрэнком. Казалось бы: всего лишь обычная криминальная драма, пусть даже и с гениальной игрой актеров, что в этом особенно христианского? Однако, данный фильм сложнее и глубже. На шестьдесят первой минуте в кабинете Карла Хэнретти поздним вечером под Рождество раздается телефонный звонок. Звонит Фрэнк Эбигнейл, мастерски обманувший Карла в Лос-Анджелесе. Между ними происходит такой разговор (передадим его часть):

– Скажи мне вот что: как ты понял, что я не буду заглядывать в твой бумажник?

– Знаешь, почему «Янки» всегда выигрывают? Потому что противники не могут оторвать глаз от их яркой формы.

– «Янки» выигрывают из-за Микки Ментла, кто может поставить на форму?

– Ты в этом уверен, Карл?

– Я скажу, в чем я уверен: ты попадешься, в любом случае, это простая математика, все как в Вегасе, в выигрыше всегда остается казино.

– Что ж, Карл, ты меня прости, но я ухожу.

– Ты звонил, чтобы извиниться, да? Ха-ха-ха…

– Не понял?..

– Тебе просто больше некому звонить.

В конце концов, как и предсказывал Карл, Фрэнк попадается в руки французской полиции, Карл добивается того, чтобы его выдали американскому правосудию и самолично забирает Фрэнка в Штаты. Фрэнк получает 12 лет тюрьмы особо строгого режима в Атланте. Пока Фрэнк мотает срок, его бывший преследователь навещает его в тюрьме. Во время одного из визитов, Карл сообщает, что в Миннесоте объявился последователь Эбигнейла. Фрэнк просит показать чеки, и после того, как его просьба была выполнена, точно определяет, кто является преступником. Карл предлагает своему начальству на свой страх и риск вытащить из тюрьмы Фрэнка в обмен на его работу в ФБР (на весь остаток срока) в отделе финансовых преступлений. Фрэнк соглашается, но через непродолжительное время делает попытку вернуться к прошлому. Когда он уже собирался сесть на самолет в форме пилота, его настигает Карл и пытается уговорить не возвращаться к прошлому:

– Я добивался твоего освобождения четыре года. Я убедил своего босса в ФБР и генерального прокурора США, что ты не сбежишь.

– Кто тебя просил?

– Ты еще ребенок!

– Я не твой ребенок… Не понимаю…

– Все ты понимаешь, самообман иногда помогает жить, сегодня я позволю тебе улететь, не буду тебя останавливать, знаю – в понедельник ты вернешься.

– Да? С чего ты это взял?

– Оглянись, Фрэнк, за тобой никто не гонится.

В понедельник Фрэнк возвращается на работу в ФБР.

Итак, перед нами история, как сотрудник ФБР поймал душу юного преступника и смог повернуть его на верный путь. Фильм «Поймай меня, если сможешь» – это история о ловле души, что очень созвучно и актуально для христианского сознания.

Игры разума

Кинофильм «Игры разума» (A Beaurefull Mind) режиссера Рона Говарда повествует о жизни американского математика Джона Нэша, с Расселом Кроу в главной роли. Сюжет фильма и прост и сложен. Джон Нэш обладает гениальными способностями в области математики, но имеет неприятную особенность над всеми заноситься и считать себя выше других. Как он сообщает о себе: «Я родился, имея двойной мозг и только половину сердца». После окончания аспирантуры, он получает хорошее место в одной из лабораторий. Со временем, он женится, но через некоторое время выясняется, что Джон, еще с аспирантуры, болен шизофренией. Ему является видение его воображаемого друга Чарльза. Вся блестящая карьера Джона рушится. Даже после года, проведенного в психиатрической больнице, Джон не может нормально работать. Он и его семья, состоящая из жены и маленького сына, перебираются в маленький городок Принстон, в аспирантуре Университета которого когда-то обучался Джон. Чтобы Джон поправился, его жена (которая совершила настоящий подвиг, оставаясь со своим мужем и поддерживая его в борьбе с нелегким недугом) советует ему больше общаться с людьми. Джон начинает посещать, в качестве вольнослушателя, различные университетские курсы по математике (тогда как, обучаясь в аспирантуре, он не посещал занятия, считая себя умнее преподавателей). Бывшее светило математики начинает видеть людей вокруг себя, он помогает студентам, разъясняет им некоторые моменты математической науки. Сюжет действительно прост: жил-был человек, он непомерно гордился, и Бог наказал его, но как только Джон смирился, то вот тут-то он и получает Нобелевскую премию. Также в фильме присутствует следующая деталь: шизофренические явления в виде воображаемого друга имеют много общего с поведением темных сил, они постоянно убеждают героя в своей исключительности, им не нравится, когда Джон слушает католические песнопения.

Заканчивается все получением Дж. Нэшом премии Нобеля и его речью:

– Я верил в числа и теоремы, в уравнения, логику, в здравый смысл, но проведя жизнь в подобных изысканиях, я не знаю, что такое логика, кто определяет здравый смысл. Я прошел долгий путь через физику, метафизику, иллюзии и обратно. И я сделал самое важное из своих открытий, главное открытие моей жизни: логические основания можно выявить только в таинственных уравнениях любви, лишь благодаря тебе я стою здесь, без тебя я бы ничего не достиг, благодаря тебе я есть. Спасибо.

Царство Небесное

В 2005 году на экраны кинотеатров вышел фильм известного постановщика масштабных и зрелищных кино-проектов Ридли Скотта. Ридли Скотт никогда не ставил фильмов с глубоким христианским смыслом (его ленты отличаются человеческой этикой, но не более). Нам неизвестно, какой замысел был у режиссера относительно этой картины, но фильм получился по-настоящему, христианским и серьезным.

Сюжет достаточно тривиален: XII век, эпоха крестовых походов. В центре сюжетной линии судьба простого кузнеца по имени Балиан. Фильм начинается с того, как к скорбящему из-за самоубийства жены Балиану приезжает барон-крестоносец, прибывший из Святой Земли. Барон сообщает ему, что тот его незаконнорожденный сын и предлагает идти с ним в Иерусалим. Сначала Балиан отказывается, но тем же вечером совершает убийство и пускается в догонку за бароном, чтобы попасть в Святой город и искупить свой грех. По пути барон получает тяжелую рану в случайной стычке и перед смертью посвящает Балиана в рыцари и делает своим наследником. Социальный статус бывшего кузнеца сразу меняется, он оказывается приближенным иерусалимского короля Болдуина. Весь фильм главный герой переживает из-за своих отношений с Богом. По ходу сюжета Балиан влюбляется в сестру Болдуина Сибиллу, которая замужем за недругом Балиана – Ги де Лузиньяном. Болдуин к тому времени оказался болен проказой и всерьез озабочен проблемой наследника, так как сам не женат, а оставлять трон на мужа сестры – опасно, потому как Ги уничтожит и без того хрупкий мир с арабами-мусульманами, и ввергнет Иерусалимское Царство в войну. В этой ситуации Болдуин предлагает Балиану занять иерусалимский престол с условием, если тот женится на Сибилле. На вопрос Балиана: «А Ги?» самый близкий к королю Тиберий отвечает: «А он будет казнен, как и те рыцари, что откажутся присягать тебе». Вот тот момент, когда герою предлагается все, о чем можно мечтать: любимая женщина, власть, почет. И какой же ответ дает Балиан?

– Я на такое не согласен.

– «Что не прикажете, я готов», – в ответ цитирует Тиберий его слова.

– Король ждет повиновения, но каждый за душу держит ответ.

Когда они оба вышли у короля, Тиберий требует от Балиана объяснений его поведения:

– Ты жалеешь Ги?! Он оскорблял тебя прилюдно, он ненавидит тебя, убил бы, выпади такой случай, а ты мог бы спасти страну. И ты не хочешь взять в жены Сибиллу? Что проку Иерусалиму от чести рыцаря?

– Нет, либо царство совести, либо… ничего.

Когда же Сибилла пытается уговорить своего возлюбленного поступиться совестью, он отвечает ей то же самое, что и Тиберию: «Душу я не предам».

Здесь мы можем увидеть прекрасный пример выбора человеком заповедей Божиих и спасения своей души. И особенно замечательно то, что Балиан – не шаблонно-идеальный персонаж. Это человек, который совершал тяжкие грехи, ведь серьезность любого художественного произведения определяется уровнем моралистики. Если главный герой представлен идеалистически, а не как сложная и неоднозначная личность, то такое произведение вряд ли считается умным.

Фильм заканчивается осадой Иерусалима войсками Салладина, и умелой обороной города, которой руководит Балиан. Что вынуждает султана пойти на уступки и отпустить всех жителей города и рыцарей.

Не стоит торопиться с выводами, оценивая произведения лишь по названию и по месту прописки, иногда христианство содержится в том, что мы считаем для себя презренным и недопустимым.

Юлия ХУЗИЕВА

________________

1 СМ.  http://ru.wikipedia.org/wiki/

Вперед..»