Публикации

Вперед..»

Кому нужен пост?

20 июня – начало Петрова поста.

Пост – казалось бы, всем понятно, что это такое. Однако каждый раз в преддверии поста возникает одна и та же ситуация с выяснением подробностей о правилах поста, о том, что можно и чего нельзя и каким образом сделать так, чтобы и пост соблюсти и себя любимого не напрячь? Оказывается, вся проблема вовсе не в том, что люди мало знают или только начинают воцерковляться. Для этой категории христиан в избытке различного рода информации по данному вопросу и в литературе, и в других источниках. Там подробно объясняются все известные исторические причины возникновения постов, даются убедительные ссылки на Священное писание и св. отцов, поясняются правила и допустимые послабления, описываются особые ситуации и способ их разрешения. Казалось бы, вполне исчерпывающая информация, но как только начинается очередной пост, мы бежим к священникам с огромным количеством вопросов, касающихся этого периода в жизни Церкви. Почему?

Причина такова – людям не понятно вовсе или не вполне, кому нужно, чтобы мы постились?

Вопрос о том, нужно ли Богу, чтобы мы постились, находит свой ответ в сфере понимания того, что есть свобода, дарованная человеку Создателем. Как известно, Господь ни в чем эту свободу не нарушает, поэтому сказать, что Бог обязал человека поститься, значит обвинить Его в нарушении нашей свободы – что, само по себе не возможно. Знатоки Священного Писания могут указать на заповедь Ветхого Завета о посте (Иоил. 1, 14). Но здесь мы сталкиваемся с еще одним, общепринятым, заблуждением – о понимании заповедей. Мы искажаем значение заповедей Божиих отношением к ним, как к запретам или приказам. Заповеди не нарушают свободы творения, они лишь, указывают на способы соблюдения норм человеческого бытия. Любящий Творец не может оставить творение без заботы о его благополучии, потому и существуют заповеди, как назидание или предложение: «Человек, если желаешь сохранить себя в благом состоянии правильного устроения – можешь исполнить предложенное». Если хотите, заповеди – сродни инструкции по безопасной эксплуатации, а кто не захотел их исполнять, сам себя подверг разрушению. Проще говоря, пост, о котором идет речь, нужен явно не Богу.

Вполне ясно, что ни Церкви, ни духовенству, в идеале, в наличии поста нет никаких личностных выгод. Посему они не могут быть теми, кому необходимо наше пребывание в посте. Так кому необходим пост – НАМ!!!

Справедливости ради, стоит сказать, что далеко не все нуждаются в посте, для большинства, это большое неудобство и вынужденное состояние. Неудобство потому, что нет ни малейшего желания заниматься вопросами самовоспитания. А, вынужденное состояние из-за того, что не соблюдать пост, значит не иметь права ГОРДО носить имя православного христианина. Вот и мучаются многие «христиане» заботою, как бы провести пост не нарушая его, но и не постясь. Спросите: «Как это?», – да очень просто. Пришло время поста: мясо есть – грех, понятно, но вот постной пиши вдоволь – не грех. А если еще и под водочку, так весьма хорошо. Спрашиваешь, как же ты братец спиртное употреблял, ведь пост, а он – так она ж постная. Смешно конечно, утрировано, но и такое бывает. Или другое, пригласили батюшку в пост квартиру освятить, пришел священник, сделал все, как полагается, хозяева за трапезу зовут. Спасибо, пост ныне, я с вашего позволения откланяюсь. Да, что вы батюшка, у нас все постное, нечто мы нехристи какие? Просят не обидеть, что делать, ладно Господь с вами. Проходит батюшка в столовою и глазам не верит, стол уставлен разными яствами невиданными, каких не только в пост, на архиерейской трапезе на Пасху не видывал. Вот тебе и все постное, вздохнул батюшка. Что же здесь не постное, возмутилась хозяйка. Отношение, ответил батюшка и пошел восвояси.

Вот об отношении к посту, о мотиве, подвигающем христианина к этому воздержанию и полезно разобраться для правильного понимания значения поста. В пост православный человек вступает не потому, что это принято или положено. Не от того, что все постятся и стадное чувство велит не отставать. Не в поиске самодовольства и самоудовлетворения. Пост должен совершаться с единственным верным пониманием, что он есть способ, средство обретения свободы от страстей. То, что дарует опыт преодоления, навык победы над властью самолюбия. Да, в мире считают, что свобода – это тогда, когда я делаю все, что хочу. Но с точки зрения христианства, это не свобода, а рабство похоти, когда желания человека управляют им как марионеткой.

Для православного человека свобода – это, когда ты хочешь и можешь быть сильней своих желаний, чувств и эмоций. То есть когда не они управляют человеком, а сам человек является им хозяином и может осуществлять руководство всеми проявлениями своей личности. Христианский пост – это то, что делает человека способным совершать спасительный путь, делает опытным в вопросах преодоления, терпения, смирения, самопожертвования и любви, наделяет мудростью в рассуждениях о происходящем и способностью принимать максимально бесстрастно решения. То, что научает человека довольствоваться малым, видеть свою немощь и через это благодарить за любовь и заботу не по заслугам дарованную Богом, быть готовым к лишениям и если понадобится по воле Божией, к мученичеству ради Христа, по стопам Которого идти добровольно вызвался каждый, кто принял Святое Крещение. Пост не является принуждением или обязанностью, нас вообще ни кто, ни к чему не может принудить не Бог, не Церковь, не священство. Обязать себя к чему-либо мы можем только сами, своей свободной волей. Так что когда наступает пост, не думайте что есть и что пить, и во что одеться. «Ищите прежде Царствия Божия; и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Подготовил диакон Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

Вперед..»