Публикации

Вперед..»

О том, что может открыться через детскую книжку

Многие из нас в детстве читали «Приключения Тома Сойера» незабвенного Марка Твена. А потом, придя в Церковь, мы все (ну или почти все) дружно критиковали М. Твена за пропаганду непочтительного отношения к взрослым, неприятие общественных норм и отрицание традиционных ценностей (в случае «Тома» – это трудолюбие, послушание взрослым, дисциплинированность, воспитанность). Итак, эта книга, объявленная нашим обновленным (или не очень) разумом вредной, исчезла из нашей библиотеки и в руки наших детей уже не попала.

Но… (да, это старое «но» которое есть почти везде и всегда). Не все так просто. Попробуйте спросить себя: какова причина, побудившая М. Твена написать столь вредную книгу? Почему столь талантливый автор романтизирует плохие стороны человеческой натуры? Чтобы понять это, можно пойти двумя путями. Первый: изучить всю доступную нам литературу, посвященную биографии и творчеству Марка Твена, почитать его мемуары, статьи, письма – и тогда, возможно, нам откроется истина. Но вряд ли кто-то пойдет именно этим путем, ведь копаться в источниках и литературе мы не любим. Тогда есть второй путь, более простой: нужно просто хорошо подумать в какой эпохе жил Марк Твен.

Марк Твен (настоящее имя Сэмюэль Ленгхорн Клеменс) родился в 1835 году в поселке Флорида, штат Миссури, США. А умер в 1910 году. «Приключения Тома Сойера» были написаны в 80-х годах XIX века. Вот на это и нужно обратить внимание: Америка XIX века, а если еще вернее, протестантская Америка XIX века. Американские протестанты известны своими крайне строгими нравами и занудством (если я не права, приведите пример хоть одного по настоящему протестантского писателя, который писал бы интересные и увлекательные книги для детей и юношества). Так вот, если вы не вспомнили такого автора и согласились со мной, тогда идем дальше. Как уже было сказано выше, протестанты были не только занудами, но еще и носителями традиционных ценностей. И эти самые ценности они пытались вбить подрастающему поколению. Добродетели и чувство долга воспитывались в детях посредством скучных назиданий, в виде занудной проповеди в церкви или скучного рассказа в школе, в форме выволочки для провинившегося ребенка. И совершенно естественно у детей формировался образ добродетельной жизни, как чего-то скучного и неинтересного. В результате, добродетель в таком виде не влекла к себе человека. «Приключения Тома Сойера» явились бунтом против «скучной добродетели», добродетели долга и общественной обязаловки. Непослушание для Тома и его друзей интереснее, захватывающе, чем исполнение долга.

Через Марка Твена и его повесть мы можем увидеть пагубность такого пути, когда книги для детей носят излишне назидательный характер (как правило, выволочки интересными не бывают, а без них не обходится воспитание ни одного ребенка в духе христианских ценностей). Стоит спросить себя: а был ли опыт книг, где добродетель представлена интересно и увлекательно? Да, был. Прекрасный пример сего нам дает британская (другой просто не существует) приключенческая литература конца XIX начала XX века). Произведения Р.Л. Стивенсона, Р. Сабатини, Т. Майн-Рида открывают добродетель как увлекательное приключение, а сложности с ее исполнением только добавляют интереса. Такой подход способствует созданию условий для влюбленности детей в нравственность. Что, в свою очередь, является истинно христианским отношением к ней .

Так что, все-таки стоит еще раз прочитать «Тома Сойера» и хорошо подумать над этой книгой. И, кстати о Томе, он, может и непослушлив, но не подл и не труслив, так что обвинять повесть мистера Клеменса в оголтелой расхристанности все же не стоит.

Юлия ХУЗИЕВА


[1] Последний хотя и был протестантом, но не американского происхождения.

[2] Так как Бог ждет т нас, чтобы мы не холодно исполняли свой долг, а любили его заповеди.

Вперед..»