Публикации

Вперед..»

Мнение. Субкультура готов

Их можно встретить на улицах любого города. Они идут, погрузившись в свои думы, отрешенно глядя на мир печальным взглядом. Их длинные черные волосы отливаются на солнце синевой, а лицо мертвенно-бледного цвета, на котором ярко выражены черные глаза, наводит ужас на прохожих. Они выделяются и черной длинной одеждой, и всем своим мировоззрением. Их боятся, за ними наблюдают, но немногие понимают этих людей. Имя им – готы.

    Так, наверно, устроена человеческая психология: «что не разрешено, то запрещено», как любил говорить один чеховский герой. В православной среде (как это горько не звучит) подобные суждения широко распространены среди людей старшего поколения. Нельзя женщинам носить брюки, нельзя справлять Новый год, нельзя держать дома собаку, нельзя слушать рок-музыку… Подобными запрещениями молодежь лишь отталкивают от Церкви, ибо заставляют сразу же глобально изменить свою жизнь. Но больше всего нападок среди православных наблюдается на рок-музыку, а точнее на такое направление, как готика. «Современным так называемым «готам» свойственны депрессивный взгляд на жизнь, замкнутость, меланхолия, повышенная ранимость, антагонизм с обществом, фетишистское восприятие смерти. Для человека, считающего себя православным христианином, принадлежность к такого рода сообществам безусловно недопустима», - говорит священник Кирилл Краснощеков, настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев при СГУ. Попробуем развеять этот стереотип и докажем, что готы - такие же люди с глубоким духовным миром, которые выделяются только внешностью и взглядами на жизнь. Но Господь и на них имеет Свой чудный промысел, поэтому готов надо попытаться понять и поделиться с ними своей любовью, которой нас учит Господь Иисус Христос. «И узнают все, что вы мои ученики, когда будете иметь любовь между собою»,- читаем мы в Евангелии.                                              

Для начала стоит приоткрыть мир готической субкультуры. Готическое движение зародилось в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка, но сам термин появился в английском языке в 1980-е. Точное авторство его неизвестно. Готы – неоромантики, со своим особенным, таинственным внутренним миром, полным романтики и тайны. Они отличаются обостренным чувством красоты и уродства, неприятием общепринятых стандартов и протест против обыденности и зла «мира сего». Эта культура разочарованности в земном и бренном бытии и постоянном памятовании о смерти. Но они не мечтают о самоубийстве, не делают из смерти фетиш. А понимание того, что мир – это не только материя, а жизнь не ограничена лишь существованием тела – первый шаг к Богу. Из философии смерти происходит обычай готов гулять по кладбищу. Стоит вспомнить св.Паисия Святогорца, который говорил, что прогулки по кладбищу очень благотворны для души. Мировоззрение готов ярко проявляются во внешнем виде. Выражением внутренней душевной печали, грусти и внутреннего поиска является одежда. Черный цвет, используемый готами в одежде, весьма близок по смысловой нагрузке с черным облачением православного духовенства. Готы могут выразить одним черным цветом больше, чем другие люди всей цветовой гаммой. Другой способ самовыражения готы находят в искусстве и главным образом в музыке, соединенной с заставляющей задуматься поэзией. Готическая музыка  напоминает о смерти, трагичности земного бытия, непостоянстве и обманчивости земных радостей. И для многих служит неким способом пробуждения, отрезвления от земной суетности, еще одним внушительным напоминанием о Вечности и Боге. Печальная песня, открывающая пороки общества, может стать маленькой ступенькой ко Христу. Стоит вспомнить обращение «ветерана» готической сцены певицы Еva О в Православие. Ныне она продолжает свое творчество в том же жанре, прославляя Бога. Лидер Lacrimosa Тило Вольф говорит: «Я полагаю, что такие культуры, как готическая, чем-то сродни вере в Бога, потому что врачуют душу, и очень важны в современном обществе».

     Но часто готическая субкультура подвергается нападкам со стороны светских властей, как отбросы общества, а со стороны Церкви как сатанисты и, так называемая, «секта суицидников». Да, стоит согласиться, что и в среде готов есть служители сатаны, но это исключение, а не правило. Готика- это мироощущение, а сатанизм-псевдорелигиозное образование. Они совместимы, но не синонимичны. Сатанист - это не обязательно гот,  гот - не обязательно сатанист. Вообще, культура готов несет в себе ценности, близкие к христианству. Готическая музыка и готическое искусство обладает потенциалом формы, заполнение которой православной культурой может дать обильный плод по привлечению думающей молодежи в Церковь.

  Что же касается суицидного направления движения готов, то это ложное мнение. Готика никогда не призывала к суициду. Готы любят жизнь, но видят и чувствуют ее иначе. Им свойственно острое чувство справедливости и острая боль за творящееся в мире.

  Следовательно, гот может быть и ревностным христианином. Даже у гота-нехристианина может быть больше православного и нравственного, чем у «глубоко воцерковленных» людей, которые часто приступают к Таинствам Церкви, как это грустно не звучит… Если глубже вникнуть в этот таинственный мир, то обнаружим много прекрасного, искреннего, нежного, но что пытаются, не поняв, втоптать в грязь и повесить ярлык «сатанизм».

   Напоследок хочется напомнить одну истину: нельзя судить о всем движении по некоторым взятым личностям, которые позорят своим аморальным поведением всю субкультуру готов. Может дадим шанс и таким черным, страшным на первый взгляд, не понятным людям? Ведь Христос пришел не праведников спасти, а грешных. И не нам препятствовать этому!   

Евгения БАЛЬСУНОВА

Вперед..»