Публикации

«..Назад Вперед..»

Пища для души и тела. Интервью с протоиереем Олегом Богдановым.

150 лет на днях исполнилось храму Космы и Дамиана, что в селе Орловка. Это событие стало поводом для нашей встречи с его настоятелем, протоиереем Олегом Богдановым. Надо сказать, что побеседовать с ним в связи с праздничными хлопотами корреспонденту «Новой недели» удалось не сразу. Время нашлось неожиданно. «Приезжайте сегодня к семи, – послышалось из трубки. – Вы ведь не будете против, если по ходу нашего разговора я буду заниматься своими делами?..»

«Конечно-конечно!» – быстро согласилась я. К слову, тогда совсем не представляя, чем может заниматься священник в храме в нерабочее время. Кто бы мог подумать, что наш разговор пройдет в трапезной части храма, где я застала отца Олега за приготовлением поросенка к заговенью перед Рождественским постом!

Праздник своими руками

– Отец Олег, наверняка не всем горожанам удалось побывать на юбилее храма. Расскажите, как он прошел?

– Празднования начались две недели назад. 12 ноября в КДК «КАМАЗа» Александр Барыкин дал концерт в честь нашего храма. Следующим вечером прошла служба и всенощные бдения, которые завершились звоном колоколов и фейерверком. В юбилейный день 14 ноября в церкви отслужили литургию, а в Органном зале прошел фестиваль духовного пения, где участвовали певчие всех храмов и сводный хор. После воскресной литургии дети двух храмов, нашего и Серафима Саровского, устроили представление. Но на этом торжества не завершились. Владыка Анастасий смог приехать в Набережные Челны только в субботу, 21 ноября. Уже в его присутствии после всенощных бдений мы запустили салют из 150 залпов.

– То есть праздник удался?

– В принципе, да… Хотя, признаюсь, мы рассчитывали на поддержку города. Даже с концертным залом нам не помогли… Кстати, мы очень благодарны Игорю Лерману за то, что он бесплатно предоставил площадку для проведения юбилейного концерта.

Чудесное исцеление

– Напомните, пожалуйста, историю старейшей в городе церкви.

– Первые упоминания об Орловке встречаются в источниках более чем 300-летней давности. Как известно, село, в отличие от деревни, не может существовать без храма. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что местный приход насчитывает три столетия. Само же архитектурное сооружение появилось в 1859 году на месте сгоревшей в 1844-м деревянной церкви. Вместо второго придела в честь явления во храм Пресвятой Богородицы возвели пристрой. В 1939 году Орловскую церковь закрыли. Более 15 лет отец Алексей продолжал исповедовать, венчать, крестить местных жителей. Первая служба состоялась 1 апреля 1990 года. Собственно, с того времени я и служу здесь настоятелем.

– А какие-нибудь чудотворные образы в храме есть?

– Да, храмовая икона Космы и Дамиана. Есть версия, что ее нашли в мусоре возле церкви. Но я знаю другую историю. В годы строительства «КАМАЗа» это творение ковшом из земли извлек один экскаваторщик. В 1993-1995 годах этот человек, покидая город, передал находку нам. Надпись на ее обороте гласит, что «сия икона написана благочестивой семьей Иоанна Ардашева в Елабужском Казанско-Богородицком женском монастыре». Естественно, мы официально не заявляем, но несколько исцелений людей уже произошло. Например, есть конкретный человек, который с начала 1990-х годов постоянно посещает храм. Так вот, раковая опухоль, которую у него нашли в те годы, перестала увеличиваться. Даже казанские врачи, регулярно обследующие его, удивляются, как такое могло произойти?!

Живем и не ропщем

– Перед юбилеем вы наверняка сделали в церкви ремонт. Что-то поменялось в ее облике кардинально?

– К сожалению, пока мы выполнили только косметический ремонт: поклеили обои в трапезной части и помыли храм. Конечно, хотелось отреставрировать живопись, но иконописцы запросили за работу большие деньги, которых мы найти не смогли. В перспективе стены храма надо расписать заново, потому что сделанное 18-19 лет назад уже пришло в негодность. Не так давно к нам приезжали специалисты из Палеха, которые готовы заняться настенной живописью и иконостасом. Все это нужно приводить в соответствие с канонами техники письма. Проблема лишь в том, что с нашими средствами такое обновление, скорее всего, растянется на 10-15 лет.

– Скажите, на какие деньги вообще существует храм?

– Есть люди, которые постоянно нам помогают, но, думаю, будет неэтично, если я кого-то назову, а кого-то нет. Некоторые становятся жертвователями, еще будучи неверующими. То есть они поддерживают нас, как любой другой памятник архитектуры. Другие раньше жили в Орловке, поэтому тоже помогают неосознанно. Но со временем многие из них вникают в суть веры и становятся нашими прихожанами. В принципе, за счет прихожан и меценатов мы и живем. На их деньги и ремонт сделали.

– Отец Олег, как я поняла, для ремонта вы привлекали людей со стороны. А сколько человек работает в церкви постоянно?

– Более 40, начиная со сторожей и дворников и заканчивая духовенством. Впрочем, точного числа нет, потому что многих мы вынуждены привлекать по совместительству. Например, нам нужны электрики и сантехники, но платить им нормальную зарплату мы не в состоянии, поэтому у них есть постоянное место работы, а к нам они заглядывают только в случае крайней необходимости. Священников здесь четверо. Нужен еще как минимум один, но на 8-тысячную зарплату никто идти не хочет. Почему-то некоторые говорят, что духовенство «жирует». В советское время, когда средняя зарплата достигала 160-180 рублей, священник получал 350-400 рублей. А сейчас, насколько я помню, средняя зарплата – примерно 14 тысяч рублей. Как говорится, почувствуйте разницу…

«РАЗВЕ ЛЮДИ НЕ УМЕЮТ ХОДИТЬ ПО ВОДЕ?!»

После беседы мы прошли в кабинет отца Олега. Нужно было выбрать несколько фотографий. Он открыл компьютерную папку и начал щелкать мышкой по снимкам.
– Это мои марки, – немного смущенно произнес он. – Маленькая часть собранного за 20 лет. У меня их около 30 кляссеров. Многие с религиозными сюжетами. Я российские все по хронологии собираю, а остальные – выборочно, например, французскую живопись. Вот греческая марка с архиепископом Макариосом, а это светский блок «Мудрость природы» из Японии, где в углу изображен Спаситель как создатель природы. А вот мой любимый сюжет «Иисус Христос у Марфы и Марии». В Евангелии есть такие слова: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отнимется от нея». То есть Марфа хлопочет по дому, а Мария беспокоится о душе. Не каждая женщина может объединить в себе Марфу и Марию.
Мы пролистали марки и наткнулись на летние фотографии.
– Знаете, я очень люблю кресты фотографировать. Вот наш купол выбивается из листвы на фоне неба. Красиво, правда? Мне кажется такие картинки даже интереснее, чем просто вид храма. Весной и летом я цветы снимаю. Вот, например особый вид сирени. А посмотрите, какие прожилки у этого ириса! И это фото удачное: на нашей даче есть небольшой пруд, такая гладь, даже домики отражаются. Я фотографировал, пришел человек, разделся, разбежался, вот на фотографии видно, и прыгнул «солдатиком». Я успел сфотографировать момент, когда его ноги были близко к воде, но еще не коснулись ее. Теперь смотрите, – отец Олег щелкнул мышкой. – Кто сказал, что люди не умеют ходить по воде?!

«Воскресная няня»

– Помогает ли храм каким-нибудь организациям? С кем налажено сотрудничество?

– На данный момент ни с кем. Раньше мы работали с БСМП и ПНД, но теперь не успеваем, потому что духовенства не хватает. А другие храмы, в которых меньше проблем с кадрами – например, Серафима Саровского или Свято-Вознесенский собор работают с нуждающимися.

– Думаю, челнинцам будет интересно узнать что-нибудь из приходской жизни Орловской церкви. Может, поделитесь?

– Почему бы и нет? По благословению владыки с прошлого года при храме работает певческая школа. Судя по отзывам, горожанам очень понравилось первое выступление ее воспитанников. В хоре поют только взрослые, но есть в планах сделать такую школу и для детей. Сейчас же работает воскресная няня, наша «жемчужина», которая, пока родители молятся, следит за детьми. До 20 малышей остаются с ней каждое воскресенье. Ребята постарше тоже находят занятия по душе.
Здесь, например, есть библиотека. Конечно, книги в ней религиозного направления, но не только Евангелие и молитвословы, есть и художественные произведения. Всего – около пяти тысяч книг.

Впрочем, о приходской жизни одним словом не скажешь, нужно прийти и посмотреть. Надо повариться в этой каше, понимаете? Тогда представление будет о том, как детишки здесь бегают и улыбаются, как бабушки чай пьют и рассуждают или книжечку читают, или фильм религиозный смотрят, как подростки «кучкуются» и шепчутся, как батюшки чинно ходят после службы по трапезной. Люди жалуются и радуются, плачут и смеются – целая жизнь перед глазами…

…Все это время отец Олег не только рассказывал, но и натирал поросенка лимонным соком, посыпал снаружи и изнутри различными приправами, начинял яблоками и чесноком. Вдруг замер: «Как думаете, поместится он в наш духовой шкаф?» – а потом достал противень, уложил туда подготовленную тушку, поставил «блюдо» в духовку. «Мне нравится кормить людей как пищей для тела, так и пищей для духа!» – заключил он.

ОГЛАСИТЕ ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ!

– Венчание и крещение – эти обряды популярны среди челнинцев?
– Венчание как таковое теперь проводится редко. Оно ведь обязывает человека хранить верность и быть нравственным. Впрочем, причины отказа бывают самыми разными, например, матери-одиночке дают какие-то льготы, поэтому они с отцом ребенка не расписываются. А нерасписанных мы не венчаем. Детей же крестят часто, но отношение к крещению изменилось. Перед ним мы проводим часовые беседы с родителями и крестными. Так вот, кому-то это не нравится, потому что мы, мол, просто время их занимаем вместо того, чтобы быстрее окрестить и отпустить честную компанию праздновать. Они платят нам за услугу и хотят просто получить ее. Но мне, например, как священнику, не хочется этого ребенка, как чурбан, окунать в котел!

Автор статьи: Дорфман Александра
Источник: http://www.chelny-week.ru/

«..Назад Вперед..»