Публикации

Вперед..»

Прообраз Пасхи

Лазарева суббота предшествует Страстной седмице и непосредственно Неделе Входа в Иерусалим. С одной стороны, это объясняется тем, что, согласно Евангелию от Иоанна, эти события происходили одно за другим. С другой - воскресение Лазаря имеет символическое значение и не случайно располагается так близко от Пасхи. 

Понять смысл эпизода воскресения Лазаря может помочь толкование, которое дает епископ Кассиан (Безобразов). Он говорит о том, что можно провести параллель между воскресением Лазаря и Воскресением Иисуса Христа: если в страстях Христовых, как это ясно указывает Иоанн (ср. 12, 23-33; 13, 31-32; 16, 1 и слл.), совершается прославление Господа - прославление в уничижении и смерти, то и Марфе у гроба Лазаря Христос предвещает явление славы Божией (11, 40, ср. ст. 4).

Больше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя (11, 28-29), пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая «Мария стояла у гроба и плакала» (20, 11). Женщины у гроба Лазаря и женщины у гроба Распятого. Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя (11, 38 и слл. ср. 19, 41 - 20, 1). И когда Господь воззвал Лазаря, то «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком» (11, 44). В гробе Учителя Петр тоже увидел «пелены лежащие и плат, который был на главе Его»

Воскрешение Лазаря не зрая называют прообразом Пасхи.  «Воскрешение Лазаря есть возвращение умершего к жизни временной здесь, на земле. Первосвященники замышляют убийство воскрешенного Лазаря (12, 10). Воскресение Христово есть божественная победа над смертью. Эта двойственность отношения - очевидный параллелизм и столь же очевидная несоизмеримость - может быть понимаема как отношение прообраза и того, что им прообразуется. Прообразуемое есть исполнение прообраза, и в славе исполнения меркнет прообраз. В каком смысле Воскресение Христово может быть понимаемо как исполнение прообраза, воскрешения Лазаря? Если воскрешение Лазаря делом закрепляет учение об Иисусе Христе как Начале жизни, заключающее и обетование грядущего Воскресения, - то Воскресение Христово, как исполнение прообраза, есть начало нашего воскресения».

Именно после того, как Лазарь воскрес, руководители иудейского народа задумали убить Иисуса Христа из-за того, что «все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». Какая связь есть между этими фактами, не сообщается. Возможно, имелось в виду то, что фарисеи и первосвященники, лишившись авторитета, не смогут отстаивать независимость израильского народа и в случае необходимости организовать антиримское восстание. С этим замыслом связан еще один смысл воскрешения Лазаря. По мнению епископа Кассиана, «предваряя Воскресение Христово, воскрешение Лазаря является и ближайшею причиною Страстей, свидетельствуя таким образом о неразрывной связи Страстей и Воскресения». Смерть и воскрешение ученика предшествуют смерти и Воскресению Учителя. 

Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим, днем. В богослужебном плане этот день можно назвать воскресеньем в субботу. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы. Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в этом заключено указание на то, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, поэтому все богослужение в этот период осуществляется только по Триоди. Исключение составляет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который обязательно празднуется, на какой бы день Страстной или Светлой седмицы он ни пришелся в этом году.

Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.

Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Так, после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися. Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи. Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении "прежде страстей" Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи "Свят Господь Бог наш" — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен "Преблагословенна еси, Богородице Дево…" взят из воскресной службы. За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.

В эксапостиларии этого дня, читаемом на Слава, и ныне, звучат слова ап. Павла (1 Кор. 15, 55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: "Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем". Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.

Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: "Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости". То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление "смертного существа", воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.

В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся, чо являеться напоминанием того, что в этот день, а также в Великую Суббту, проходило крещение тех людей, котрые походили оглашение во время Великого Поста.

Анализируя евангельский текст, содержание и значение воскресения Лазаря, мы смотрим на это событие из мира живых. Известен любопытный литературный памятник - «Слово на воскресение Лазаря» (его приписывают святителю Иоанну Златоусту), который описывает, как могли воспринимать это событие (и некоторые другие) те, чьи души до Воскресения Христова находились в аду. 

Иудейские пророки пребывают в аду и с нетерпением ждут, когда же исполнятся обетования и Господь сойдет во ад, чтобы освободить души умерших. Царь Давид слышит, что Мария родила Младенца и волхвы спешат из далекой Персии, чтобы принести дары новорожденному Царю, и поет песню. Пророки - Исайя, Иеремия - насмехаются над дьяволом и называют его «немощным»... Все они томятся здесь долгие века и с нетерпением ждут пришествия Господа... «И говорят 70 пророков: «Давид, скажи нам, кто из нас отнесет весть на живой свет к Владыке?» Тогда Давид сказал ясным голосом: «Исайя, Иеремия, Аввакум, Аарон, Иезекииль, Соломон, Адам, Авраам, Исаак, Иаков, Самуил, Даниил и все 70 пророков, послушайте голос мой в аду этом! Вот хочет выйти от нас на живой свет к владыке Лазарь, друг Господень».

Если на земле воскресение Лазаря - радость о вернувшемся к жизни друге и брате, то здесь, в аду, это долгожданная возможность поведать Господу о своих страданиях и надеждах. «И сказал Адам: «Лазарь, друг Господень, отнеси обо мне весть на живой свет к Владыке и скажи Ему: «Для того ли Ты меня, Господи, создал? Для того ли, Господи, расплодил я людей на земле? Не себя мне, Господи, жаль, и не жаль, что я в свое время пред тобой согрешил, но того одного мне, Господи, жаль, что над Твоим созданием ад надругается. Но если, Господи, пред Тобою я, Адам, согрешил, то что Твои любимцы, а мои правнуки, Авраам-патриарх с сыном Исааком и с внуком Иаковом - те-то Тебе, Господи, что сотворили? Ради них, Господи, и нас выведи из ада».

И если на земле цель и причина воскресения - утверждение веры учеников, здесь она определяется по-иному: «В то время, в одну из суббот, услышал Господь ропот пророческий, вопиют семьдесят пророков: «Выведи, господи, нас из ада преисподнего». Пришел Иисус в Вифанию к сестрам Лазаря Марфе и Марии... И тогда воскрес Лазарь, и сказал Лазарь: «Взывает к Тебе, Господи, Адам, первозданный человек: выведи, Господи, из ада. Взывает к Тебе, Господи, патриарх Авраам с сыном Исааком и с внуком Иаковом, выведи, Господи, из ада. Взывает к Тебе, Господи, царь Давид о сыне своем Соломоне, выведи, Господи, из ада». Господь воскрешает Лазаря, слыша ропот пророков.

Иисус Христос со всеми небесными силами сходит во ад, рушит его ворота и столбы и свидетельствует Адаму о спасении рода человеческого: «Вот эта десница создала тебя от начала века, она же вывела тебя из тления». И тогда воскрес Господь и сказал апостолам: «Разойдясь, проповедуйте по всей земле, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, научая людей соблюдать себя». А Сам вознесся на небеса и сел по правую руку от Отца, и по всей земле разошлась Слава Его, как и подобает Ему Слава и ныне, и всегда».

Так воскресение Лазаря и Пасха оказываются неразрывно связаны между собой не только в Евангелии, но и в этом интересном литературном памятнике.

Вперед..»