Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Господь в Вифании. Вечеря в Вифании. Помазание Господа миром. Решение убить Лазаря.

Господь в Вифании. Вечеря в Вифании. Помазание Господа миром. Решение убить Лазаря.
Дата:
08.01.2009

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Господь в Вифании за шесть дней до Пасхи. (Вифания)

55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?
57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

Вечеря в Вифании. Помазание Господа миром. Решение убить Лазаря. (Вифания, Суббота, 1 апреля 30 г.)

Перед Своим входом в Иерусалим Христос предпочел остановиться в любимом Им селении в Вифании, где ожидало Его с любовью и приветом благочестивое семейство. Там для Него был приготовлен ужин, за которым происходила благодатная беседа, снова приобретшая Христу нескольких верующих среди иудеев, пришедших лично убедиться в совершенном над Лазарем чуде. В то время, как Марфа по обычаю хлопотала по хозяйственной части, Mapиa сидела у ног Христа и слушала Его сладостную беседу. Находясь в присутствии своего обожаемого Учителя и своего возлюбленного брата, бывшего живым свидетелем мессианского всемогущества Христа, она почувствовала не­преодолимую потребность выразить Ему чем-нибудь свою любовь, свою благо­дарность и свое благоговение. И вот вставь, она взяла алавастровую вазу индийского драгоценного нардового мира и, тихо подойдя сзади к Спасителю, разбила вазу и полила драгоценную благоуханную влагу сначала на голову Ему, а потом и на ноги, и затем, как бы не видя никого из посторонних присутствующих, вытерла Его ноги длинными локонами своих распущенных волос, и воздух наполнился сладостным благоуханием пролитого мира. Это был поступок всецело преданной любви, необычайного самоотречения, и бедные галилеяне, следовавшие за Христом, так мало привычные ко всякой роскоши, но понимавшие однако же цену этого дара, естественно не могли не изумиться, что такая драго­ценность растрачена была в один миг. В одном же из них это благо­родное дело Марии пробудило низкое чувство досады и злобы,—именно в Иуде Искариоте. Его низкая натура, которую не могло облагородить и благодатное сообщество с Христом, начала уже сильно обозначаться, и он, разочаровав­шись в выгодах, которых ожидал от вступления в общество Христа, начал вознаграждать себя воровством из общинной кружки. И теперь при виде щед­рой жертвы Марии, которая при переводе на деньги составила бы значительную сумму для апостольского ковчежца, находившегося в полном его распоряжении, душа его переполнилась негодованием и бешенством. Ею уже овладел диавол. Мучимый духом алчности, он с притворным человеколюбием угрюмо заметил: к чему такая трата? «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим»? Христос со скорбью провидел коварную и алчную мысль Иуды, но на этот раз лишь косвенно укорил его, защищая Марию, которая уже стала предметом неблагоприятных для нее замечаний. «Что смущаете вы женщину?» сказал Он. «Оставьте ее; она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Она сберегла это миро на день погребения Моего». И к этому Он прибавил пророчество, чудесно исполнившееся до настоящего времени, что где только будет пропове­дано Евангелие, там с честью будет поведано и о деле ее.

Вечеря в Вифании в доме Лазаря (Вифанское помазание) (Ин. 12, 1-11). (130 Синопсис).

Эта вечеря была устроена для Господа за 6 дней до Пасхи и отличается от той вечери, которую описывают первые два евангелиста и которая имела место за 2 дня до Пасхи в доме Симона прокаженного (Мф. 26, 6; Мк. 14, 3). Происходила она в доме воскресшего Лазаря. На это ясно указывает то, что Марфа, сестра Лазаря, служила на ней, а сам Лазарь был «один из возлежащих». На этой вечере Мария помазала ноги Господа драгоценным миром, в то время как на вечере, описанной первыми двумя евангелистами, Господу помазала миром голову некая женщина, по преданию – грешница. По ев. Иоанну, только Иуда сделал замечание относительно ценности мира; по перым двум евангелистам, – другие ученики. Господь был помазан дважды миром: Мария сделала это из чувства глубокой благодарности за воскрешение брата, а жена-грешница – в знак своего покаяния, чувства более бескорыстного, почему ей и обещана была великая награда: ей сказано было больше, чем Марии [Аверкий].

Господь в продолжении всего Своего общественного служения был помазан на вечерях 3-жды:

1) среди Своего общественного служения в каком-то галилейском городе, в доме Симона-фарисея, женой «явно грешницею» (Лк. 7, 37);

2) Марией, сестрой Лазаря, за 6 дней до Пасхи в своем доме (Ин. 12, 3);

3) В Вифании же в доме Симона прокаженного (вероятно, одно лицо с Симоном фарисеем (Лк. 7, 37) за 2 дня до Пасхи женщиной – той же, по преданию бывшей «явно грешницею», которая и прежде помазала Его в доме Симона фарисея [еп. Михаил (Лузин)].

Богослужение Лазаревой субботы:

Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Христа спасителя и как удостоверение в Воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й):

«Общее вокресение прежде Твоея страсти уверяя (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носящее, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в должном быть вскоре после распятия Своем Воскресении, победе над смертью и общем воскрешении умерших в день Страшного суда.

Уставные особенности богослужения:

Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея.

Стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор…». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. (Евангелие на утрени не читается).

«Воскресение Христово видевше…».

Начиная с этого дня по 8-й песни «Честнейшую» не поем.

После катавасии 9-й песни и малой ектении поется воскресное: «Свят Господь Бог наш».

На «И ныне» хвалитных стихир воскресный богородичен: «Преблагословенна еси, Богородице Дево» и поется великое славословие.

На литургии – «Елицы во Христа крестистеся...» (По традиции крестили оглашенных в этот день).

Все новости раздела