Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Вход Господень в Иерусалим. Богослужение недели Вайи.

Вход Господень в Иерусалим. Богослужение недели Вайи.
Дата:
09.01.2009

Версия для печати

Добавить на Яндекс

(Мф. 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-16). (131 Синопсис).

В сознании Церкви Вход Господень в Иерусалим был Вход Мессии на Страсти. В отличие от первых двух синоптиков, вифанское помазание (12, 1-8; ср. Мф. 26, 6-13; Мк. 14, 3-9) поставлено в Ин. прежде Торжественного Входа. Но так же как и у синоптиков, помазание понимается в Ин. как помазание на погребение. Готовый к погребению, Господь совершает Свой Торжественный Вход. Стечение народа еще во время трапезы, значит, до Входа, – для того чтобы видеть не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, – привлекает тогда же внимание первосвященников: свое решение убить Иисуса (ср. 11, 53) они готовы распространить теперь и на Лазаря: «убить и Лазаря» (Ин. 12, 10-11). В момент Входа свидетельство народа о воскрешении Лазаря вызывает тревогу фарисеев: за Иисусом идет мир (Ин. 12, 17-19). Этому успеху надо положить предел.

Обстоятельства Входа Господня в Иерусалим: отвязывание молодого осла, постилание одежд на осла и на дорогу; мессианское приветствие, нарезание и бросание на дорогу ветвей деревьев; ропот фарисеев; желание еллинов видеть Христа (Ин. 12, 20-22); обращение Закхея (Ин. 19, 3-10).

Во время входа исполнилось пророчество Захарии (9, 9): «Не бойся, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; и Исаии (62, 11): «Вот Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет спаситель твой; награды его с ним и воздаяние его пред ним».

Толкование входа на осле. Матфей говорит об ослице и осленке (Мф. 21, 2), остальные только об осленке: «И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; [Иисус] сел на него» (Мк. 11, 7). Ехал Господь на осленке (Мк., Лк., Ин.), а ослица, по-видимому, шла рядом. В Палестине было мало коней, и они употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий употреблялись ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда эмблемой войны, сесть на мула или осла – эмблемой мира. В мирное время и цари, и вожди народные ездили на этих животных. Таким образом, Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осле был символом мира. Это было последнее обращение Христа к народу и начальникам, к их разуму и сердцу.

Народ обращается ко Христу с мессианским приветствием: «Оссана сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Оссана в вышних». Согласно Луке, это приветствие провозглашало «все множество учеников» (Лк. 19, 37), а Матфей и Марк говорят, что многие воздавали честь Ему, не только ученики (Мф. 21, 8-9; Мк. 11, 8-10). Слова «Благословен грядый во имя Господне», по мнению еп. Аверкия, означают: «достоин прославления тот, кто приходит от Иеговы с его повелениями, с его властью...». Иоанн объясняет в качестве причины радости встречи Господа великое чудо воскрешения Лазаря, только что Им совершенное, а Лука – все вообще чудеса. В Лк. приветствие учеников пытаются помешать «некоторые фарисеи из среды толпы» (Лк. 19, 39). Это определение звучит как противоположение: Лука как бы предостерегает против отождествления фарисеев с народом: фарисеи враждебны, народ сочувствует Иисусу. Сочувствие народа получает объяснение в Ин. Толпа привлечена к Иисусу свидетельством тех, кто были при воскрешении Лазаря (Ин. 12, 17-18). Эту связь сознают и иудейские начальники (ср. ст. 9-11). Иоанну было известно, что народное движение захватило и эллинов, пришедших в Иерусалим на праздник. Они тоже выразили желание видеть Иисуса (Ин. 12, 20-22). Правда, мы не знаем, получило ли оно осуществление [Кассиан].

На негодование фарисеев по поводу ликования народа Христос ответил: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Еп. Аверкий говорит, что Церковь видит в этих словах также иносказательное указание на язычников, бывших сначала как бы каменносердечными, но потом заменивших собою Израиль, отвергший Христа.

Но враждебны были не только фарисеи. Упоминание первосвященников в Ин 12, 10:11 возвращает нас к решению Синедриона убить Иисуса, принятому вслед за воскрешением Лазаря (Ин. 11, 53). В Мф. (21, 15-16) отмечается негодование членов Синедриона после очищения храма, но негодуют они не только по поводу очищения храма, но и по поводу криков «осанна», возглашаемых сыну Давидову. Члены Синедриона упоминаются и в Мк. 11, 18. Они ищут погубить Иисуса, влияние Которого на толпу вызывает их тревогу.

В течение Страстной Недели Господь жил в Вифании в доме Марфы и Марии и их брата Лазаря: «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лк. 21, 37-38). Вифания была расположена на возвышенности, которая оканчивалась против Иерусалима горою Елеонскою. Лука употребляет географические термины Вифания и гора Елеонская как синонимы (ср. Лк. 24, 50 и Деян. 1:12). Из приведенного указания Лк. вытекает, что во время Свого последнего пребывания в Иерусалиме Господь только ночью оставался один, точнее говоря в обществе своих учеников (ср. Мк. 11, 11). Целыми днями Он был окружен народом. Явившись как Мессия, Он являл Свою власть в учении [Кассиан].

Плач над Иерусалимом, содержащийся в Лк. 19, 41-44 содержит пророчество о разорении Иерусалима войсками императора Тита в 70-м году, а также явное указание на постепенную потерю иудеями своей богоизбранности. Мф. замечает, что после этого события весь город пришел в движение (10 ст.).

________________________________________________________________________

Из совмещения повествований всех евангелистов можно составить себе следующую картину: «А когда Он приблизился к спус­ку горы Елеонской (Лк. 19:37), - то есть когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открывался дивный вид на Иеруса­лим, - все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога, за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса, - за все чудеса, какие видели они. К этому добавляет св. Иоанн «Множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему» (Ин.12:12-13). Так соединилось два множества народа: одно шло от Вифании со Христом, другое от Иерусалима, навстречу Ему. Вид Иерусалима, представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей этой народной массы, который вылился в радостных и громогласных кли­ках: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» «Осанна» в буквальном переводе с древнееврейско­го языка значит «Спаси же», «даруй спасение». Это восклицание упот­реблялось как выражение радости и благословения наподобие нынеш­него «Да здравствует»; «Осанна в вышних» — пожелание, чтобы и на небе было принесено в дар Царю Израилеву, Сыну Давидову, то же радостное восклицание «Осанна». «Благословен грядущий во имя Господне» — значит: «достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Иеговы с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочием заменять его» (Ин. 5:43). Ев. Марк присоединяет к этому еще восклицание: «Благосло­венно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида». Царст­во Давида должен был восстановить Мессия, престол Которого должен пребывать вечно и власть должна была распространиться на все наро­ды. В этих словах сыны Израилевы и прославляют Христа, грядущего восстановить это царство Давидово. Св. Лука передает еще одно воскли­цание: «Мир на небесах», — в смысле: «снисходят с небес все истинные духовные блага и вечное спасение». Св. Иоанн объясняет в качестве причины этой радости встречи Господа великое чудо воскрешения Лазаря, только что Им совершенное, а св. Лука — все вообще чудеса Его. В этом событии Церковь наша усматривает особое устроение Божие и внушение Духа Святого, как говорит об этом синаксарь на Неде­лю Ваий: «Сие же бысть языки подвигшу, Всесвятому Духу». С этой точки зрения понятен ответ Господа, данный Им на лукавый и злобный совет фарисеев: «Учитель, запрети ученикам Твоим» (ибо Ты, как и мы, понимаешь, насколько все это неприлично и опасно для Тебя) — «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:39-40). Это славословие Хри­сту-Мессии устрояется в сердцах и устах народа Самим Богом, и если бы люди воспротивились этому определению Божию, тогда бездушные камни заменили бы людей в прославлении Господа. В этих словах Цер­ковь видит также иносказательное указание на язычников, бывших сначала как бы каменносердечными, но потом заменивших собою Из­раиля, отвергшего Христа. Тот же смысл имеет и приводимый св. Мат­феем ответ Господа фарисеям, негодовавшим, по злобе и зависти на то, что еврейские дети в храме восклицали: «Осанна Сыну Давидову», — «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?, то есть Бог Сам устрояет Себе хвалу в устах младенцев и грудных детей. (Пс. 8:3 — Мф. 21:15-16).«Смотря на город», как повествует св. Лука (19:41-44), Господь «заплакал о нем», то есть о скорой его погибели. Замечательно, что в 70 году римляне, начиная осаду Иерусалима, устроили свой лагерь как раз на том самом месте на горе Елеонской, где находился в это время Христос Спаситель, и самая осада началась тоже незадолго до Пасхи.« О если бы и ты хотя в сей день (или в день посещения твоего, как сказано ниже) узнал, что служит к миру твоему», то есть что есть твое спасение. «Но это сокрыто ныне от глаз твоих» — ты упорно закрываешь глаза, чтобы не видеть, и, отвергая Меня, ты приближаешь свою погибель. «Ты не узнал времени посеще­ния твоего», — то есть того времени, когда милостив был к тебе Бог и призывал тебя ко спасению через посланного к тебе Мессию, которого ты отверг.

Св. Матфей свидетельствует, что «когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение» — столь велико было впечатление от этой торжественной встречи.

(Руководство к изучению Св. Писания, Аверкий Таушев, стр. 253-256).

Еврейский народ ждал Мессию, Который должен войти в Иеру­салим как Царь и основать Свое Царство. Он воспевался во Псал­тири: Благословен грядущий во имя Господне! (Пс. 117, 26).

Наступило время, когда пришедший Мессия входит в Иеруса­лим торжественно, как Царь — Победитель. Вот только цари-вое­начальники въезжали в город на боевых конях, этот Царь — Мес­сия едет на невзрачном живот­ном — осле, который никогда не участвовал в кровавых битвах и являлся символом мира и мир­ной жизни.

По благословению Спасителя ученики нашли молодого осла и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Мно­гие же постилали одежды свои по дороге; а другие реза­ли ветви с деревьев и постилали по дороге. И предшествовав­шие и сопровождавшие вос­клицали: осанна! (то есть да­руй спасение) благословен Гря­дущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Мк. 11, 7—10). Царство Давида восстановит Мессия. Его царский престол должен пребывать вечно.

Весь город пришел в движение: ликующие ученики, полные радужных ожиданий; озлобленные, но притихшие от страха фари­сеи; радостные дети, которых православные иконы изображают на деревьях срывающими пальмовые ветви. Эти ветви ликующий на­род держал в руках и приветствовал ими Идущего в Иерусалим. Восторженный город: наконец дождались! Так встречали только царей. Иисус Христос и входит в древнюю столицу как Царь.

Еврейский народ ждал царя — освободителя от римского гос­подства и покорителя других народов. Жители Иерусалима пове­рили могуществу Христа. Он не только многим помогал, исцелял, творил чудеса. Даже четверодневного покойника воскресил. Нема­лое количество жителей Иерусалима своими глазами видели это, так как Вифания находилась рядом с городом (см. Ин. 12, 17). Та­кой могучий полководец всех врагов разобьет и растопчет, а их, иудеев, как богоизбранный народ, сделает сытыми, довольными, богатыми. Что еще нужно в жизни? Так думали взрослые. Дети же чище, они не собирались на чужой крови строить свое счастье. Они просто радовались, любя Христа и чувствуя Его любовь.

Все ликовали. Не радовался лишь Богочеловек. Он хорошо понимал, что большинство этих людей, потеряв надежду получить от Господа земное благополучие, сочтет Его пре­дателем национальных мечта­ний о земном рае Царства Мессии. И та же толпа через несколько дней предаст Его на смерть и будет кричать: Рас­пни Его (Мк. 15, 14). Потому что не бессмертие, не Вечное Царство Любви им нужно, не победа над смертью, а жирный кусок пирога здесь, на земле, лю­бой ценой! Спаситель жалеет этих людей, как детей неразумных.

Ученики Спасителя поняли подлинный смысл Его торжествен­ного входа в Иерусалим позже, только пройдя через дни страда­ний, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Это был путь Господа на решающую битву с силами зла и ада для высвобождения че­ловека из дьявольского пленения.

Фарисеи были в толпе, но не приветствовали Христа и не раз­деляли всеобщего ликования, они готовы были растерзать Его, но боялись народа, который сейчас был за Него. Поэтому, не имея возможности препятствовать общей радости, они предупреждают Господа, что такое народное движение может перейти в волнение и бунт против римской власти, а это повлечет за собой катастро­фические последствия. Учитель, запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! (Лк. 19, 39—42).

Эту радость и прославление Господа в сердцах людей устроил Сам Бог. А если бы они замолкли, то волю Божию исполнили бы бездушные камни. В этих словах Христа можно увидеть намек, что язычники, не знавшие истинной веры и Единого Бога, которых самодовольные иудеи считали подобными бездушным камням, прославят Сына Божиего как Мессию и войдут в Его Царство.

С Елеонской горы перед Спасителем открылась прекрасная па­норама Иерусалима. Он знал, что этот священный город, эта кра­са и гордость народа, скоро будет разрушен, так что камня на кам­не не останется. Более миллиона людей при этом погибнет, и ты­сячи будут отведены в рабство. Все это вызвало в Нем прилив скорби, который по-человечески закончился плачем о любимом народе и его святыне.

Примечательно, что в 70-м году римские войска, начиная оса­ду мятежного Иерусалима, устроили свой лагерь как раз на том самом месте на Елеонской горе, откуда Иисус Христос любовался прекрасным видом Иерусалима и скорбел о Нем: Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19, 43—44).

(Христос и мы, протоиерей Борис Балашов, 415-418).

Все новости раздела