| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
13.02.2015 19:08:02

Александр, г. Набережные Челны

Что такое секта? Есть ли в нашем городе мусульманские и православные секты?

ответает Железняк С.Е., помощник благочиния по миссионерской работе, специалист религиоведения

Вопрос сектоведу Сергею Железняку. Уважаемый Сергей Железняк, не могли бы Вы более понятно рассказать, что такое секта? Что такое бизнес-секта? Чем секты нашего города отличаются друг от друга? Есть ли в нашем городе мусульманские и православные секты? Какие и в чем их особенности?

Секта — понятие в настоящее время, увы, очень заезженное, очень часто можно услышать подчас оскорбительные высказывания с употреблением этого слова. Отсюда — подчас негативное его восприятие в России. На Западе это понятие не имеет негативного значения, так называют там себя группы, которые откалываются от другой, традиционной, с целью возродить утраченные верования или обычаи.

Наши словари дают секте следующее определение: Секта — это религиозное течение, отделившееся от какого-нибудь вероучения. Часто секта принимает что-нибудь новое в вероучении и находится в оппозиции к тому, из которого вышло. Пришло это слово из латыни: secare — срезать, разделять; secta — правило, учение, школа. Но такое классическое определение не может описать во всей полноте современные реалии. Сто лет назад не существовало еще таких групп, которые только мимикрируют под религию с целью получения власти, выгоды, эксплуатации своих членов. Такие группы, сообщества в западной традиции принято называть культами, а у нас в России — тоталитарными сектами.

В настоящее время есть группы, которые маскируются не только под религию, но и под медицину, науку, политику. Одним словом, их лидеры используют всевозможные средства для обмана своих явных и предполагаемых членов. Яркая черта — наличие двойного учения, свое, внутреннее — только для посвященных, не сообщаемое публике. Чтобы провести границу между этими двумя понятиями для первых я использую понятие традиционная или классическая секта, для вторых — тоталитарная или деструктивная. Этимологически такие секты можно возвести к латинскому sequi — следовать за кем-либо. В сопоставлении с исконным христианством те конфессии, что охранили основополагающие верования в Троицу, Иисуса Христа, сохраняют генеалогическую преемственность с неразделенной Церковью, их можно называть инославными. Это римо-католики, лютеране, кальвинисты, традиционные методисты и другие, подобные им.

Так называемые бизнес-секты, о которых Вы спрашиваете, это коммерческие культы. В них чуть ли не молятся на свой Продукт. Под продуктом может быть что угодно: и пищевые добавки (Гербалайф, Визион, Тян-ши), косметика, бытовые наборы, бытовая химия (Эйвон, Амвэй). Вплотную к ним примыкают психокульты, их Продукт более абстрактен — успех во всем, гениальность, лидерство. В тоталитарных сектах вовсю используется вербовка новых членов, для чего используется обман. Зачастую новички ничего не знают о генеральной политике, о руководстве. Аналогично дело обстоит и в коммерческих культах: «Только для вас это будет с большой скидкой, а это — в подарок. Приходите к нам на собрание, и мы научим вас быть богатыми (знаменитыми, сильными)». Если они что-то распространяют, то делают это по типу пирамиды, зачастую не платят никакие налоги. Часто существует целая система посвящений, зачастую закрытая для непосвященных (запрет на видео, аудиосъемку). В своей «учебной» практике могут использовать восточные религиозные и оккультные методы.

Пример такого психокульта у нас в Челнах — «Источник лидерства». Для всех таких культистов их Товар — это идея фикс, в нем весь смысл жизни, это их кумир. Их члены буквально подсаживаются на «иглу» — едим только свое, лечимся только своим, дружим только со своими, все разговоры только о своем товаре, методе, тренинге. И бесконечные «партсобрания» по совершенству в методах продаж, бесконечные тренинги.

В мусульманской среде тоже есть свои секты. У нас в Татарстане и в частности, в Челнах есть последователи Файзрахмана Саттарова. Файзрахман был одно время заместителем муфтия ДУМ, затем стал слышать голоса и, в конце концов, объявил себя новым последним пророком. Эта секта немногочисленная, в центре, в Казани около 70 членов. Очень часто мусульманские секты имеют яркую политическую составляющую, вследствие чего они часто носят экстремистский характер. Яркий пример — «Хизб-ут-Тахрир». Есть еще одна группа среди мусульман — «Нурджулар», с одной стороны их вероучение не отличается от мусульманского, поэтому их трудно выделить в отдельную секту по богословскому признаку, но с другой — ее характеризует конспиративность, а это — уже явная сектантская тоталитарная черта.

В околоправославном мире тоже можно найти сектантов. Часть из них следует отличать от раскольников-старообрядцев. Это те, что не повреждают собственно православное вероучение, но предпочитают держаться традиций и обрядов, сложившихся к 16-му веку. Раскольников характеризует большая вера в сам обряд, в его спасительность. В Набережных Челнах есть община и храм Ильи пророка, относящегося к старообрядцам белокриницкого согласия. Сведений о сектантах беспоповского толка (отрицающим необходимость священства) в нашем городе нет.

В последние 20 лет усилились «апокалиптические» настроения среди части православных, это свойственно и нашему городу. Их характеризует паническое ожидание конца света, боязнь электронных документов, ИНН. Настроены крайне антиэкуменически: некоторые даже простое рукопожатие с католиком расценивают как предательство Церкви. Их «флагманом» является бывший чукотский епископ Диомид. Челнинские ИНН-исты посещают наши православные храмы, но ведут более замкнутый образ жизни.

Вернуться к списку вопросов