| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
30.01.2015 13:52:36

Дарья

Почему «полунощную песнь приношу Ти, Спасе» читается утром?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, в молитве второй святого Макария Великого из утреннего правила: «От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе... и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя». «Полунощную песнь» надо читать ночью, получается? Раньше ведь какую-то «полунощницу» еще читали, что это такое и для чего она была нужна? И еще, не понимаю: в молитве «Приидите, поклонимся...» мы, произнося эти слова, к кому обращаемся? Я обычно бываю одна, иногда с сыном, но если он уже и так рядом стоит?

Вседневная молитва — это неотъемлемая часть духовной жизни всякого христианина. Уже в самое раннее время в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, очевидно выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой — является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи.

В византийской традиции, которой следует Православная Церковь и которая сложилась уже многие века назад, к суточным службам относятся два больших последования — вечерня и утреня, и семь малых — четыре дневных часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), к которым примыкают изобразительны, и две ночные службы (повечерие и полунощница). Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общинный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и литургии, а могут быть прочитаны и дома.

Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по востании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко — в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются ни чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

Наши утренние молитвы — это остаток полунощницы, а согласно требованиям устава полунощница должна совершатся в ночные часы, которые и называются полунощными. Обычное время начала полунощницы — это 2-3 часа ночи. Вы, конечно, можете читать утреннее правило глубокой ночью, но это будет трудно и малополезно. Лучше молиться в удобное для Вас утреннее время. А полунощницу мы и сейчас читаем, только в очень измененном виде. Как утреннее правило является сильно упрощенной формой полунощницы, так и вечернее молитвенное правило является преемником повечерия, которое читали наши предки в вечернее время в домашних условиях.

Стих «Придите, поклонимся» взят из 94 псалма и в современном богослужении и домашних молитвенных правилах используется для перехода от обычного молитвенного начала непосредственно к основной части службы. Этот стих повторяется как прокимен, трижды, с легкими изменениями текста, искусно усиливающими его мысль: «… Цареви нашему Богу», «припадем Христу (Цареви…)», «(припадем) Самому (Христу… и Богу нашему)». Таким образом, данная молитва присутствует при любом богослужении, а богослужение, по умолчанию, служба общественная, где есть чтец и те, кто молиться за богослужением. И если при нашем домашнем молитвенном правиле мы молимся одни — это не означает, что эти стихи следует отпустить. «Приидите, поклонимся…» относятся ко всем молящимся, даже если молящийся в данный момент только один. На малом входе литургии хор пропевает данный стих «Придите, поклонимся и припадем ко Христу», но в люди в храме стоят на молитве и не двигаются.

Надо с благоговением относится к богослужебной традиции нашей Церкви, а не пытаться, вырывая слова из текста, без исследования истории их происхождения, делать выводы о нужности или ненужности той или иной молитвы.

Вернуться к списку вопросов