| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
28.01.2015 10:17:34

Виктор Черенков, г. Набережные Челны

Может ли бесконечный Бог вместиться в ограниченном пространстве?

отвечает Железняк Сергей Евгеньевич, религиовед, помощник благочинного по миссионерской работе

Добрый вечер! Есть интересный вопрос! Все эти лозунги, кто кому и что должен, более-менее понятны. А вот вопросы: Может ли вечный и бесконечный Бог вместиться в сотворённом Им ограниченном по времени и объёме пространстве? Люди, находящиеся в ограниченном по времени и объёме пространстве, находятся в Боге, а Бог находится ли в человеках? — остаются без ответа.

Может ли вечный и бесконечный Бог вместиться в сотворённом Им ограниченном по времени и объёме пространстве? Разумеется, может. Дело в том, что мы не можем «измерять» Бога при помощи своих же, ограниченных по времени и пространству, инструментов. Вот один пример из известной уже всем нам техники: каким образом огромные залы библиотек могут уместиться в одной маленькой карте памяти, флешке? Можно привести в сравнение также душу человека: каким образом душа человека, которая, вне всякого сомнения, может думать, мыслить, творить, может уместиться в одной маленькой материнской клеточке, только что оплодотворенной еще более маленькой, крохотной отцовской?

Размеры души человеческой, равно как и «размеры» Бога не физические. Итак, Бог вмещается в сотворенном Им человеке, полноценно действует в нем, живет, но и одновременно Он остается и вне Его. Пасхальные песнопения выражают это так: Христос был одновременно и в человеческом теле, положенном во гроб, и с душою человеческой в преисподней, и с душою разбойника в раю, и вместе со Отцом Небесным. Это одно из Его, божественных качеств — вездесущность. Поэтому можно сказать, что Бог находится и в людях тоже, Он наполняет, объемлет собою все мироздание, не растворяясь в нем. Он одновременно и трансцендентен миру. Вот грубое сравнение. Писатель написал книгу, автобиографическую. Можно сказать, что он каким-то образом воплотил себя в ней? — вполне. Но он не связан книгой, его жизнь и его книга не тождественны. 
Что касается нас, людей, то будучи сотворенными Богом, имеющими в себе образ Божий, являемся в некотором роде Его, божественной книгой. Или я бы даже сказал — буковками в Его книге. Поэтому мы связанны с Ним. Но повторю, что это все — попытка сделать хоть какое-то отдаленное сравнение. 

Что касается того, может ли Бог находиться в человеке не только в силу своей природной вездесущности, но и лично соприкасаясь с нами, отвечу положительно. В Таинстве Евхаристии происходит полное наше богообщение. Бог, Иисус Христос входит в нас, можно сказать, вещественным образом — богочеловеческим естеством Иисуса Христа. И таким образом в нас может установиться наиболее плотная, и личная, и духовная, и душевная, и — не побоюсь сказать — и прямо физическая связь с Богом, ведь Иисус Христос, воплотившись, уже не покидает Свое Человеческое Тело никогда. Причащаясь этого Тела, мы впускаем Его в глубины своего естества, которое начинает обновляться, постепенно уподобляться Ему, Иисусу Христу.

Вернуться к списку вопросов