| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
15.09.2014 10:39:36

Евгений Ерышканов, г. Набережные Челны

Так все-таки старообрядцы были правы?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Большое спасибо за ответ. Конечно же, в Святой Софии — мозаики. Посмотрел предложенные вами ссылки. Успенский пишет: «В настоящее время можно считать доказанным, что старообрядцы были правы: они сохранили старый греческий способ перстосложения, который был изменен самими греками. Двуперстное крестное знамение было принято в Византии во время крещения Руси и естественным образом оттуда было заимствовано русскими». Причины появления троеперстия у греков и время его появления не нашел, однако утверждение Успенского о том, что оно возникло в XII-XIII веках не совсем верно, на мозаике конца XIII века Христос все еще с двумя перстами. И в церкви Хора, на мозаике, датируемой началом XIV века, Христос тоже с двумя перстами. В общем, ни одной мозаики с тремя перстами в Стамбуле на нашел. 

Уважаемый Евгений, давайте не будем вырывать цитату из контекста. В чем были правы старообрядцы, по мысли Бориса Андреевича Успенского, только в том, что двоеперстие было принято вместе с крещением Руси, а троеперстие пришло на Русь позже. И только в этом. Сам образ перстосложения может меняться, в своей книге Б.А. Успенский это отлично показал. Более того, решением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года старый и новый обряд являются равноспасительными.
Что касается изображений на иконах Христа определенного перстосложения, то прежде, чем говорить о том, что византийцы понимали под ним, нужно прочитать материал на тему «Жесты в православной иконографии». 

Вернуться к списку вопросов