| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
30.07.2014 18:01:04

Дарья

Обязательно ли читать молитвенное правило? Можно ли кремировать усопших?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Я утром иногда не прочитываю правило, потому что чувствую, что мысли рассыпаются, как крупа, и расползаются в разные стороны. О работе, например. Из-за чего-то нервничаешь, и все кажется, что ты что-то забыл, и вот-вот вспомнишь, и вот уползло… Читаю тогда «Серафимовское правило», и еще по дороге на работу то, что помню наизусть. Получается как-то больше, по-моему, пользы, чем от прочитывания всего правила, (для меня, конечно), ну как-то концентрированнее, что ли. Я этот заряд и легкость чувствую. Как-то не «растекашеся мысью по древу», а в цель и собранно получается. И мне так нравится, и, честное слово, дело не в лени, а именно в результате! Это плохо? Недавно такой почтеннейший батюшка на канале «Союз» сказал, что обязательно читать правило полностью. Как мне быть? 
Скажите, является ли грехом желание человека быть кремированным? Можно ли в этом случае отпевать его согласно православному обряду? А если он захочет, чтобы прах где-нибудь развеяли, надо постараться его отговорить?

В молитвенном правиле важно его постоянство и духовная польза — если вам приносит пользу чтение других молитв, не входящих в Утреннее молитвенное правило, то вы можете и дальше молиться подобным образом. Но все же Утренне правило — это тот ориентир, который задает планку нашего утреннего молитвенное делания. Поэтому время от времени молитесь и по молитвослову.

Способ погребения умерших не является первостепенным вопросом нашего спасения, а воскресение мертвых, в которое верует наша Церковь, не будет зависеть от того, погребены они были или сожжены. Но с другой стороны, погребение мертвых имеет отношение к догматическим верованиям Церкви. Предпочтение погребения и негативное отношение к сожжению умерших тесно связаны с верой Церкви в человека и его предназначение.
Церковь не отворачивается от тела, а напротив, чтит его. Человек являет собой образ Божий не только с точки зрения души, но и с точки зрения тела. Образ Божий — это душа и тело вместе. И цель человека как существа, отображающего Бога, состоит в том, чтобы хранить Его в себе. Все остальное входит в состав этой цели или подчиняется ей. И если бы сожжение мертвых каким-то образом служило этой цели, оно было бы не просто приемлемым, но даже желательным.
Христиане, которые приговаривались к смерти путем сожжения, не отказывались от него, а терпели, видя в этом путь к объединению с Богом. Показательной является молитва, где святой Игнатий Богоносец запечатлел свою судьбу: «Огонь и крест, толпы зверей, расчленение, рассыпанные кости, отрезание частей, раздробление всего тела… все мне пришлось испытать, только чтобы с Иисусом Христом повстречаться». Это желание полного уничтожения не является следствием враждебности по отношению к телу или материи, но любовью к Христу. Это стремление явить истинность Божественного образа.

На протяжении всей ветхозаветной и неделимой христианской истории сжигание мертвых ассоциировалось с языческой традицией и считалось позорным деянием. В частности, смерть посредством огня в Ветхом Завете связана с тяжкими преступлениями. Новый Завет считает погребение мертвых самим собой разумеющимся, в то время как в истории Церкви только гонители христианской веры прибегали к кремации тел христиан, чтобы предать их забвению и пошатнуть надежду на их воскресение. Наконец, в новейшее время сожжение мертвых приобрело вид некоего очищения мира от их присутствия.
Стремление к уничтожению или сохранению мертвого тела в могиле непосредственно связано с отношением человека к смерти. Когда он хочет забыть о смерти, естественно, он захочет стереть с лица земли все, что как-то связано со смертью или напоминает о ней. И в этом ему помогают соответствующие установки нашего общества. Все направлено на молчание о смерти. Естественным следствием этого является стремление к уничтожению мертвого тела. Надгробный камень хранит память не только об умершем, но и о смерти. И чтобы человек хранил эту память, и это не причиняло ему боль, необходимо верить в победу над смертью.
Конечно, лучшим выходом из данной ситуации будет отговорить человека от такого шага, но кремация сама по себе не является препятствием к отпеванию усопшего.

Вернуться к списку вопросов