| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
28.07.2014 22:31:23

Александр, Арсений, Ирина

Вся ли власть от Бога?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Мой сын-подросток услышал фразу «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1), и спрашивает, как ее надо понимать. Мне самой очень хочется получить убедительный ответ, потому что фраза всегда как-то смущает. Или это вопрос перевода? Как обычно считается, это власть царя, например. Но если к власти приходят те, кто борется с властью предыдущей, они от Бога или… «И не послушаша людие Мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми. И отпусти я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниях своих» (Пс. 80, 12-13). Если считать, что Господь попускает беззаконную власть за грехи («искал худшего, но не нашел») где-то так, наверное. Тогда коммунисты — это что? То есть народ грешен, но если власть приказывает храмы взрывать? Тогда, получается, народ обязан как-то ей противостоять? Для этого она и попускается, как война, например?
На сайте «azbyka.ru» прочитали (чей текст, непонятно): «Вопреки широко распространенному мнению, утвердившемуся в результате не совсем удачных позднейших переводов Священного Писания (в том числе и синодального), далеко не всякая власть — от Бога. Славянский перевод, наиболее близкий к греческому подлиннику, доносит до нас истинный смысл слов святого Апостола Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога» (Рим. 13, 1). Славянское слово «аще» означает отнюдь не «которая», а «если».

В латинском переводе Библии (Вульгата) и староанглийском переводе Библии Короля Иакова соответствующее словосочетание означает «если не», а вовсе не «которая». Святой Павел говорит не о «всякой власти», а о «властях предержащих» — имеющих высшую власть от Бога. Власть же не предержащая, власть, не основывающаяся на Богоучрежденном порядке, может быть вовсе и не властью, а ее ложным подобием, антивластью, наивысшим проявлением которой станет временное торжество антихриста, которому христианам уж никак не должно повиноваться. Блаженный Феофилакт в объяснении этого места Священного Писания обращает внимание на то, что не каждый начальник поставлен Богом, и здесь Апостол говорит не о каждом начальнике, а о самом принципе власти как отражении Небесной иерархии в земных установлениях, как о деле премудрости Божией: о власти отца над сыном, мужа над женою и т.п.»
Для меня самой остается непонятной фраза «Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 2). Ни в каком контексте ее не понимаю. Вот Савл же не противился власти, пока не стал Павлом. А если власть безбожная? Посылает людей убивать друг друга? Сыну и его другу я ответила так, как понимаю, то есть что в обществе должна быть иерархия (как есть иерархия небесная), что анархия — это беспредел и это разгул низших инстинктов и любая власть все равно лучше. Чтобы друг друга не поели. Что человеку следует не ломать голову над тем, чего не дано полностью понять, а делать свой выбор (в отношении власти тоже) в соответствии с заповедями, которых вполне достаточно. Может, стоит как-то иначе ему объяснить, если я что-то не так понимаю? 
Простите, короче не получилось. Заранее спасибо!

В целом, ваше объяснение второго стиха тринадцатой главы  Послания к Римлянам верно. Иерархия в обществе — есть Божие установление и система власти нужна для того, чтобы общество не опустилось до состояния анархии.
Более подробно о вопросе об отношении Нового Завета к политике и государству можно узнать из материала архимандрита Ианнуария Ивлиева «Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово».  В нем в частности разбирается и приведенный вами отрывок из Послания Апостола Павла.

Вернуться к списку вопросов