| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
20.07.2014 15:16:04

Дарья, Набережные Челны

Сидеть во время службы — грех?

отвечает диакон Алексей Шаманин

Здравствуйте! Хочу понять: сидеть во время службы — грех? Я не всегда могу сосредоточиться на молитве, когда болят ноги, и позвоночник, хотя я не пожилой человек. И поэтому неудобно перед теми, кто стоит, перед бабушками особенно. И если сядешь, ничего не слышно, кроме людского щума, потому что уж если сел, то куда-то в уголок, за спинами у всех, а ведь когда читают нараспев, далеко и часто тихо, и еще эхо, и акустика, если что и услышишь, слов не разберешь. На одном из сайтов («Фома») читаю:
«То, что в русских храмах нет скамеек, — скорее всего, следствие эволюции нашей богослужебной традиции. Мы восприняли Богослужение из Греции, Византии — а там до сих пор прихожане сидят — для этого есть стасидии (кресла с откидным сиденьем), стулья. Все это есть в любых греческих монастырях, даже самых строгих на Афоне. Более того, есть моменты Богослужения, в которые положено сидеть — во время чтения определенных богослужебных текстов, которые так и называются — «седален» или «кафизма» (в переводе «кафизма» значит «сижу»). И, напротив, есть моменты, когда сидеть нельзя». 

Эволюция традиции и телесный подвиг

Традиция Русской Православной Церкви действительно отличается от традиций Константинопольской. Но дело скорее не в эволюции, а в желании усугубить молитву телесными подвигами. Вспомните один из ярких примеров русских святых — преподобного Серафима Саровского, который большую часть дня проводил, стоя коленями на камне и вознося молитву Богу. Конечно, нам порой тяжело повторить такие деяния святых, но они для нас пример искренней молитвы и пример одухотворенной жизни. В каждом русском монастыре всегда на одном уровне ставилась молитва общая (Литургия, Всенощное Бдение), одиночная (келейные молитвенные правила) и физический труд, включающий труд в самой обители и телесные подвиги за молитвой. К тому же трудясь в монастыре или в храме, воспитываешь в себе смирение, а смирение, как говорят святые отцы, выше поста и молитв.

Зависть и спасение души

Завидовать Константиновольской Церкви не стоит ни в коем случае. Ведь и в Католичекой Церкви за богослужением сидят, и мусульмане молятся сидя на коленях. А что тяжелее для тела? Сидеть или стоять на ногах? Сидеть или стоять на коленях? Помните, физическими подвигами мы спасаем нашу душу, как и постом, как и молитвой. Но действительный уровень наших духовных и телесных сил может разглядеть лишь духовный отец, которому открывает наши силы Святой Дух. Если же нет духовника, то священник в храме, где Вы регулярно посещаете богослужения, исповедуетесь и причащаетесь. В ином случае Вы сами указ, и количество и качество подвигов выбираете сами.

С иной стороны вокруг нас — другие верующие, которые могут искуситься тем, что мы делаем послабления себе в нашей духовной жизни. Храм — место соборной молитвы и подвиги, по определению, тоже должны быть соборными, то есть одинаковыми. Но для тех, кто имеет болезнь телесную или недуг, в храме стоят скамьи, где можно отдохнуть во время чтения кафизм и седальнов, или, хотя бы, в моменты, когда Царские врата закрыты. Сам я, когда был мирянином и становилось тяжело, вставал на колени, когда уставали стопы, и вставал на ноги, когда уставали колени.

Вернуться к списку вопросов