| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
20.04.2014 19:34:37

Ирина, Елабуга

Можно ли воспринимать католическую религиозную живопись за иконопись?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Скажите, есть ли у католиков иконы, чтобы молиться перед ними? У них вот есть религиозная живопись, такая, как роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, например, Рафаэль, Леонардо и т.д. Но это же, по-моему, трудно считать иконописью, и вообще впечатление оставляет какое-то очень мирское, что ли, такие огромные тяжеловесные тела, даже жутко, бытовые подробности какие-то, больше напоминает жанровые сцены. И искусство Возрождения такое, и средневековое… Какая-то прямо физиология. Как можно молиться перед такой живописью, не понимаю, она какая-то нецеломудренная и не вызывает благоговения. Это у них считается просто светской живописью, или они все-таки молятся перед ней? Или католики молятся перед скульптурами, у них же в храмах много объемных фигур? Как светскую живопись я воспринимаю картины Леонардо да Винчи, например, но молиться перед ними я бы не смогла, наверное. Или у них вообще икон нет? Если можно, расскажите, пожалуйста. И еще скажите, пожалуйста: ко мне часто пристают иеговисты, и они спрашивают, знаем ли мы имя Бога? Если ответишь, что Господь Саваоф, они начинают спорить, что это «имя воинствующего Бога», а на самом деле — Иегова. В Википедии «Иегова» или «Яхве» упоминается первым, но надо ли мне соглашаться с ними? Есть ли единое, правильное имя Бога? Что им отвечать? Спасибо.

Уважаемая Ирина, дело в том, что у нас есть громадная культурная разница. Причем она сложилась не вдруг, а была всегда. Греки (и мы как правопреемники греческой православной культуры) и латиняне — это очень разные народы и эта разница стала одним из двигателей отпадения католической церкви от полноты Православия. Можно говорить о том, что у католиков есть свои религиозные изображения, которые соответствуют их религиозной культуре. Нельзя осуждать человека чужой культуры за то, что мы, в силу принадлежности к культуре другой, понять не можем. После падения Византийской империи большое количество греческих иконописцев попало в Италию, где продолжало творить. Из известных имен можно припомнить Эль Греко, в наследии которого остались, как православные, так и католические иконы. Все зависело от заказчика. Если заказчиком был грек, то иконописец работал в греческой манере, а если итальянец, то в латинской. Икона призывает нас молиться, так молитесь перед иконами, а те изображения, которые не вызывают у вас молитвенного настроя, оставьте для другого использования. Нельзя отвергать изображения Христа и святых, даже если они нам чем-то и не нравятся.

Касательно второй части вашего вопроса можно ответить так. Все библейские ветхозаветные имена Божии — это не имена собственные, а скорее эпитеты. Имя Иегова — неправильно произнесенное «Яхве», что означает «Сущий». Кстати, на православных иконах на Нимбе Спасителя написано по-гречески, «о он», что тоже означает «сущий».  Итак, можно согласиться с ними, что у Бога есть имя Яхве. Если есть достаточные знания, можно поговорить с ними о многом, с надеждой отвратить их от ереси. Если же знаний недостаточно, нет благословения духовника на полемику с ними, то можно вежливо добавить: «Я — православный христианин. Извините, но у меня нет благословения полемизировать с Вами». И предложить встретиться со священником или с приходским миссионером. Помощник благочинного Закамского региона по миссионерскому служению — специалист религиоведения Сергей Евгеньевич Железняк.

 

Вернуться к списку вопросов