| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
06.03.2014 2:07:39

Что можно есть в дни Великого поста?

Кандидат богословия Юрий РУБАН

Предписания все еще формально действующего у нас древнего палестинского монастырского Устава таковы: рыба дозволяется один раз в посту — в Вербное воскресенье (и в праздник Благовещения, обычно приходящийся на время поста, если же он со­впадает со Страстной седмицей — рыба отменяется); в Лазареву субботу можно есть рыбную икру. В два первых дня поста (а также в Страстную пятницу) «отнюдь ясти не подобает» (ничего нельзя есть). Только на третий день поста (в среду первой седмицы), после Литургии Преждеосвященных Даров можно есть хлеб, вареные овощи и пить теплую воду с медом. Во все после­дующие дни Святой Четыредесятницы (то есть в течение сорока дней, до Лазаревой субботы), с понедельника по пятницу, днем ничего нельзя есть. Только вечером (один раз в сутки) пред­писано «сухоядение» — «сочиво»; это вареные злаки, но без елея (оливкового масла), откуда и сам термин «сухоядение».

В субботы и воскресенья к сочиву прибавляется елей и виноградное вино, а также ящерицы, мол­люски и ракообразные. В субботу первой седмицы Великого поста, в честь дня памяти великомуче­ника Феодора Тирона, «едим боб обваренный, с маслинами белыми и черными, и варение (овощи) с елеем; вина же испиваем по красовулю» (чаша, для пития, употребляемая в греческих монастырях) ради памяти святого. «Послабление» делается для больных, немощных и стариков: на первой седмице они полностью воздерживаются от пищи «только» один день, а во вторник вечером едят хлеб с ква­сом. В остальные дни им разрешается хлеб с водой, но лишь после захода солнца.

Сегодня мало кто имеет в себе силы соблюдать эти суровые правила палестинских отшельников. Система постов, соответствующая современным климатическим и жизненным условиям, у нас пока отсутствует. Нам же следует помнить, что пост не диета, цель его — не формальный отказ от тех или иных блюд, а борьба со страстями. По словам учителя Церкви преподобного Феодора Студита: «...с воздержанием в пище, будем воздерживаться и от всякого греха душевного и телесного».

Вернуться к списку вопросов