| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
03.03.2014 16:18:32

Яна, Дарья

Сколько раз нужно креститься во время чтения Символа веры?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Когда и сколько раз нужно креститься во время чтения Символа веры? Всегда считала, что трижды, мы же веруем в Троицу? И еще при слове «Аминь», чем свидетельствуешь о своей вере. Так мне объясняли. В храмах многие крестятся еще и при словах «Во единую, святую и апостольскую Церковь», и при «крещение во оставление грехов». Как будет правильно? И еще, я читала, что в молитве «Отче наш» более верный перевод должен быть не «во искушение», а «в напасть», и не «от лукавого» а «от зла». Будет ли грехом читать «Отче наш» такими словами?

1. Устав крайне мало говорит о совершении Литургии, поэтому о поклонах на пение Симола веры можно судить по церковной традиции. Обычно правило является свершение крестного знамения без поклон  при словах: «Верую...», «И во единаго Господа Иисуса Христа...», «И в Духа Святаго...». Сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Правильным же будет не отвлекаясь молится за богослужением, а количество поклонов дело не первой важности.

2. «И не введи нас во искушение». Искушение и напасть – слова синонимичные, поэтому здесь можно и нужно следовать тому переводу, которая избрала Церковь. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: 

«Неужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть искушаемыми? Как же сказано в другом месте: «кто не был искушен, тот мало знает» (Сир.34:10), — и еще: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2) — Но, может быть, войти в искушение значить погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, через который трудно перейти. Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и ни мало не увлекаясь ими. А другие не таковы, – входят и погрязают. Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. Послушай еще, как в другом месте лик дошедших до совершенства святых благодарит за избавление от искушения: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил скорби на хребте нашем, посадил человека на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» (Пс.65:10–12). Видишь, с каким дерзновением говорят, что перешли искушения и не изнемогли. Сказано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит избавиться от искушения».

Касательно фразы «Но избави на от лукавого», приведу слова другого святого отца — Иоанна Златоуста:

«Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго, — и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, — говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти».

 

Вернуться к списку вопросов