| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
08.01.2014 22:30:22

Андрей, г. Наб. Челны

Как может Церковь уважать гражданский брак?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Добрый день! Хотел уточнить позицию Церкви к невенчанным бракам. Гражданский человек объявляет пару мужем и женой и ставит просто печать в паспорте. Гражданский брак можно уважать или нет, но надо сказать правду людям, что те пары, которые не венчаные, после смерти не будут одним телом. Гражданские браки ввели вместо церковных богоборческая власть после Революции. Как же их можно уважать? Это и не брак, а сожительство. Нет Таинства — нет брака. 

Уважаемый Андрей, не стоит быть настолько категоричным. Христианский брак имеет долгую историю, а вообще, понятие брака уводит нас в седую древность к Адаму и Еве и даже Господь, придя на брак в Кану Галилейскую (2 глава евангелия от Иоанна), не устанавливает нечто новое, а подтверждает святость брака, как института. 

В первые века по Рождестве Христовом христиане, как римские граждане, вступали в брак по гражданским законам Римской империи. И лишь позднее стал складывается чин церковного благословения. Сначала он шел параллельно с гражданским заключением брака и только в 895 г. император Лев VI Мудрый в своей 89-й новелле предписал заключать брак только с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1092 г. Император  Алексей I Комнин распространил необходимость церковного благословения брака и на рабов и объявил венчание обязательным для вступающих в брак. Император  Андроник II Палеолог (1282-1328) и Константинопольский Патриарх  Афанасий I (1289-1293; 1303-1309) окончательно запретили заключение брак без ведома и благословения приходского священника.

Совершение христианского брака перешло на закате истории Византийской империи в исключительное ведение Церкви. Установления Православной Церкви и законы византийских императоров о совершении обручения и заключении брака начали действовать на Руси после ее Крещения, но не сразу были восприняты народом. Из канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1078-1089) видно, что народ, считая венчание принадлежностью брака князей и бояр, продолжал придерживаться при вступлении в супружество языческих обычаев умыкания и купли невест. И лишь со временем, с ходом общей христианизации населения, церковное венчание стало повсеместно употребительной практикой в обществе, но свидетельства о случаях заключения брака без церковного венчания встречаются в литературных памятниках вплоть до конца XVII в.

Более подробную аргументацию можно прочитать в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви в разделе «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности».

Вернуться к списку вопросов