| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
04.01.2014 22:34:57

Александр, Набережные Челны

Кто такая женщина с Младенцем, изображаемая в правом нижнем углу иконы Рождества?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, кто такая женщина с Младенцем, которую обычно изображают в правом нижнем углу иконы Рождества Христова, странно одетая? И кто такой старец с посохом, беседующий, наверное, со святым Иосифом?

Здравствуйте, Александр!

В правом нижнем углу иконы Рождества Христова изображаются обычно две женщины. Это повитухи, родовспомогательницы, а если выразится современным языком — акушерки. Их привёл из Вифлеема сам Иосиф. Именно эти две женщины позже рассказали о чуде Приснодевства Богородицы. Нередко повитухи омывают Младенца Христа. Сцена омовения связана с рассказом апокрифического Протоевангелия Иакова о повивальной бабе Саломее, не поверившей в девственное рождение, наказанной за то иссохшею рукою и исцелившейся прикосновением к Богомладенцу. Изображение Саломеи, купающей Младенца Христа и помогающей ей служанки  (или  другой  повитухи,  которая именуется иногда Зеломией), обычно льющей воду в купель, еще раз акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть и намек на тайну Крещения Господня, его прообраз.

Сам Иосиф находится в тяжелейших раздумьях, так как не может вместить в себя чудо Боговоплощения. В апокрифических текстах обрученный Марии  муж воспринимает зачатие Богомладенца более болезненно. Предание приводит аргумент диавола в искушении Иосифа: «Как из этой сухой палки не может быть листвы,  так и у Девы не  может быть потомства». При этих словах палка процвела.

Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах перед  ним. Эта  фигура вызывала и  вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим — воплощением сомнений Иосифа в образе диавола, который иногда представляется с рожками или хвостиком. Его кривая клюка символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. Последнее толкование представляется наиболее  приемлемым. Действительно,  как и замечают исследователи, в этом диалоге показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.

Вернуться к списку вопросов