| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
30.12.2013 15:58:35

Анна, Россия

Можно ли прикасаться к умершему человеку?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте. Читая Библию, натолкнулась на такие слова: «Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней». Так как это понимать, если прощаясь с умершим, мы целуем его, а тело с гробом уносят также люди? Благодарю заранее за ответ.

Уважаемая Анна, приведенный Вами отрывок Священного Писания находится в 19 главекниги Чисел. А эта книга относится к Ветхому Завету. С приходом Иисуса Христа, его крестной смертью и воскресением большая часть ветхозаветных обрядовых установлений упразднилась. Это относится и к приведенному установлению. Вообще, отношение к умершему, как к чему-то нечистому, распространено у многих народностей. Это связано и с боязнью самой смерти, и  элементарной брезгливостью, и с мерами предосторожности. Ведь люди не знали, из-за чего скончался умерший, может быть, мертвое тело несло в себе страшную болезнь, да и в жарких странах процесс разложение наступал очень быстро, поэтому и хоронить пытались в день  самой смерти. Но уже даже в Новом Завете тело Иисуса берут, умащивают благовониями и обвивают пеленами Иосиф Аримафейский и Никодим. А жены мироносицы спешат прийти ко горбу, чтобы помазать тело Иисусово. Господь три раза за свою жизнь воскрешал мертвых, а из жития апостола Павла мы знаем эпизод с юношей, упавших с третьего этажа и оживленного Павлом. Отношение к смерти христианина должно быть радостным, ведь смерть — это не просто уход в никуда, а это переход в иной мир. Христианство живет предвкушением Нового мира. А загробная жизнь — это вполне реальное понятие. А Вы верите в жизнь за гробом? Обычай последнего целования был известен уже в эпоху гонений на христиан. Известно, например, что Ориген давал христианским мученикам целование перед их мучениями. Позднее установился обычай давать целование после смерти. Начиная с IV–V веков, мы встречаем обычай целования в конце проследования погребения, как это принято сегодня. 

Святой Симеон Солунский замечает, что последнее целование подчеркивает общность и единство верующих, живых и умерших. Поскольку Воинствующая Церковь на земле неразрывно связана с Церковью Торжествующей на Небесах, мы ненадолго прощаемся друг с другом, для физической разлуки. Целование, как указывает св. Симеон, дается «для перехода и отлучения от этой жизни, а также в знак нашей общности и единения, ибо мы, хотя и умираем, не разделены друг с другом». Все мы, продолжает он, последуем тем же путем, чтобы достигнуть места, где уже никогда не будем разлучаться, ибо там всегда с Господом будем (1Фес. 4:17). Таким образом, целование «означает союз живых во Христе с умершими».

Вернуться к списку вопросов