| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
25.12.2013 12:02:49

Александр

Каков смысл притчи о плевелах?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Есть известная притча Господа о плевелах, которую я не могу до конца понять. Помогите, пожалуйста. Вот «засеял человек поле пшеницей», и «между ними явились плевелы». Откуда они взялись? «Враг человека сделал это». Речь, как мы понимаем, идет о людях. То есть одних изначально Господь насадил (и предназначил к добру), а плевелы, это кто? Они что – не совсем Божьи создания, или как тут лучше сказать... И главное: Господь и «слуги Его» сразу видят, что на поле плевелы («хочешь ли, мы пойдем, выберем их»...) То есть они изначально разные – пшеница и плевелы. Если рассуждать об этом применительно к людям, то получается: что начало расти, то и вырастет, а никак не превратится этот «плевел» в пшеницу, и дорога ему в печь. И оставлены они расти не затем, чтобы «плевел» мог как-то исправить свою жизнь, а чтобы выбирать было легче, когда все вырастут. То есть судьба заранее предрешена – либо человек одно, либо другое? Человек свою волю проявляет – молится, кается, пытается что-то изменить. Просто Господу известно, чем закончатся его старания. Это, в общем, понятно. Но все-таки, если Господь всех людей любит одинаково, кто же такие эти плевелы? Как-то не по себе думать, что какие-то люди рождаются, чтобы прожить жизнь, получается, зря. Если есть толкование на этот счет, пожалуйста, расскажите. Спасибо.

Уважаемый Александр, для начала надо понять особенности притчевого жанра. Притча – короткий рассказ, назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной форме. Мораль из притчи-рассказа извлекает сам слушающий. Это как бы «поучение примером». Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование. Евангельская притча призвана сделать более «осязаемыми» какие-либо истины.  Толкование в евангельской притче — это её суть.  Но, при этом в корне неверно искать в притче то, что в нее не вкладывалось. Притча — это некий мгновенный образ.

Что касается притчи о плевелах, по объяснению Иисуса Христа, данному Апостолам, посеявший доброе семя есть Сын Человеческий, то есть Он Сам; враг Его — диавол; поле — мир; доброе семя — сыны Царства Божия; плевелы — сыны лукавого. Учение Христа предлагается всем, оно сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. Люди одарены разумом и свободой воли, им предоставлен выбор между добром и злом. Одни идут узким путем в тесные врата Царства Небесного, другие же широкой дорогой в противоположную сторону. Поэтому на обширной ниве мира вместе с достойными сынами Отца Небесного (пшеницей) живут и сыны лукавого (плевелы).

Сам рассказ о пшенице и плевелах не вызвал удивление у слушающих. За две тысячи лет сильно изменился способ выращивания пшеницы. Мы даже не знаем, что такое плевелы. А для сельских жителей во времена Иисуса Христа это было вполне обыденным делом, что вместе с пшеницей вырастали плевелы и их нельзя было безболезненно для основной культуры убрать с поля. Плевелы — это сорное растение, относящееся к злаковым, и  похожее зеленью и стеблем на пшеницу, вследствие чего его нельзя выполоть в то время, когда всходы пшеницы еще малы, когда прополка им не приносит вреда; когда же плевелы достигают такого роста, что их можно отличить от пшеницы, тогда выдергивание их сопряжено с вытаптыванием и повреждением корней пшеницы.  Но, главное даже не в этом, а главное то, что Господь говорит в конце притчи, подытоживая иносказание. Ведь порой и мы,  при виде возмутительных поступков злых, безнравственных людей говорим: «О Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых людей? Зачем Ты даешь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?» На все эти вопросы Христос отвечает: Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; настанет время жатвы, день Страшного Суда, и Я скажу жнецам, Ангелам Своим: соберите прежде плевелы... чтобы сжечь их... и соберут... делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов... а пшеницу уберите в житницу мою... Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.

Важно заметить, что ни о каком предопределении в притче речи не ведется. Корень притчи в сборе урожая, т.е. событиях Страшного Суда, когда люди будут давать ответ в том, что доброго или злого они совершили в земной жизни. Пшеница и плевелы — это лишь пример, понятный слушателем, но этот пример не может на сто процентов описывать всю историю человечества, да этого и не требуется.

Вернуться к списку вопросов