| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
07.12.2013 11:55:14

Дарья Н.Челны

Если человек один в комнате, то к кому он обращается во время молитвы «Придите, поклонимся...»?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте, Дарья!

Если вы бываете в храме и молитесь за богослужением, то вы наверное слышали эту молитву в храме. Так вот, Наше утреннее и вечернее молитвенное правило — это достаточно поздняя  замена уставному богослужению. В свое время первой молитвой дня православного христианина была служба, которая называется полуночница, а последним молитвенным правилом было повечерие. Если мы откроем Домострой — памятник русской литературы позднего средневековья, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества 15-16 вв. то увидим описание семейного молитвенного правила:

Каждый день вечером муж с женою и с детьми, и с домочадцами, если кто знает грамоту — отпеть вечерню, ПАВЕЧЕРНИЦУ , в тишине со вниманием, предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не пить не есть и не болтать никогда. Да и всему свое правило. Ложась спать, каждый христианин кладет пред иконой по три земных поклона, но в полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько сможешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая — также; и каждый поступает по силам и желанию, а беременные женщины кланяются поясным поклоном. Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении плененных, и о святителях, священниках и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о заключенных в темницы, — и за всех христиан. Жене же нужно молиться о своих прегрешениях — и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов. А утром, поднимаясь, также Богу помолиться, отпеть заутреню и часы, и молебен с молитвою, да в тишине, со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить. А если некому петь, то побольше молиться и вечером и утром. Мужьям же нельзя пропускать ни дня церковного пения: ни вечерни, ни заутрени, ни обедни, а женам и домочадцам — как уж получится, как решат: в воскресенье и в праздники, и в святые праздничные дни.

(глава 12. КАК МУЖУ С ЖЕНОЮ И С ДОМОЧАДЦАМИ В ДОМЕ СВОЕМ МОЛИТЬСЯ БОГУ)


Т.е. предполагается, что молитвенное правило совершается всей семьей. Сейчас же, когда мы порой читаем молитвенное правило каждый сам и часто даже не вслух, а про себя, то могут возникать недоуменные вопросы о молитвах.

Сама молитва «Придите, поклонимся…»  вошла в православное богослужение достаточно поздно, первое упоминание о ней мы находим в Типиконе Касулянского монастыря (в Калабрии) XII в. А в 13 и 14 веке данные об этой молитвы становятся многочисленными и происходят из разных концов христианского мира. Эта молитва является обязательной чапстью обычного начало богослужения, а за богослужением присутствует, все же, не один человек.

В качестве вывода. Молитва «придите, поклонимся…» имеет древнее происхождение и неотъемлемо используется за православным богослужением. Ничего удивительного в том, что эта молитва попала в утреннее и вечернее молитвенное правило, так как эти правила является поздней переработкой церковных служб. Надо ценить нашу богослужебную традицию. В церковном молитвенном опыте есть много элементов, которые на первый взгляд не имеют сейчас практического применения, но их появление было нужным и то, что они присутствуют за богослужением говорит о том, что Православная церковь не бежит в ногу со временем и не будет менять богослужение в угоду сиюминутным прихотям.

Вернуться к списку вопросов