| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
03.06.2013 21:08:44

Что такое религиозный фанатизм и в чем его отличие от истинного поклонения и служения Богу?

отвечает протоиерей Владимир Гофман

Латинское слово «фанатикус» озна­чает «исступленный». В религиозном смысле это искренняя бескомпромиссная преданность своей вере. В таком его понимании нет ничего предосудительного. Другое дело, что в современном языке это слово приобрело отрицательный оттенок, ста­ло нарицательным, означающим крайнюю нетер­пимость к иным верованиям. Христианство заяв­ляет, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4. 8). А любовь, конечно, требует преданности: «Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя» (Лк. 9. 23), но в то же время не может быть нетерпимой к другим. Из истории мы знаем, что христиане во все века, а особенно во времена гонений на Церковь, шли на смерть, но не предавали своих убеждений, своей веры. Учение Христово предлагает возлюбить не только ближнего своего, но и врага. Это и является определяющим в отношении к людям.

Однажды, еще в первые века христианства, один христианин из паствы епископа Карпа был совращен в язычество, и епископ молился, чтобы Господь наказал и совратителя, и совращенного. И вот во время молитвы он видит этих двоих на краю страшной бездны. Епископ исполнился ра­дости от того, что сейчас последует наказание и язычники падут в бездну. Но что же он видит: к грешникам подходит Иисус и подает им руку помощи, а Карпу говорит: «Разве ты желаешь гибели своим братьям? Подражай Мне и не же­лай смерти грешнику, но желай того, чтобы он обратился и жив был». Вот пример, когда Господь вразумляет человека, склонного к религиозному фанатизму, отклоняет от пути неразумной ревнос­ти по вере, а нам указывает высоту христианской любви, которая объемлет всех, даже отступников и врагов веры.

Оставаясь верным своей религии, христианин с уважением относится к вере других, любовью к человеку свидетельствуя о Христе, всякому вопро­шающему дает ответ о своем уповании «с кротос­тью и благоговением» (1 Пет. 3.15). Воину Евгению в чеченском плену предложили выбор: снять крес­тик или принять страшную смерть, и российский солдат выбрал последнее. Кто решится назвать мученика фанатиком в том смысле, какой вкла­дывается в это слово сегодня? Мученичество за Христа - это не слепой фанатизм, это свидетельс­тво искренней веры в то, что «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10. 22), это стойкость в своих убеждениях, это великая любовь к Богу и людям.

Вернуться к списку вопросов