| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
17.05.2013 12:44:38

Александр

Разъясните пожалуйста изречение апостола Павла: “Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать”.

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

 Воистину Воскресе! 

 Уважаемый Александр, для начала надо привести толкования на это место Священного писания:

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам  Рим.11:30–32.

Однако же Бог и при этом не пресек вашего призвания, но ожидает, пока войдут все, имеющие уверовать из язычников, и тогда уже придут и иудеи. Потом (апостол) дарует иудеям еще новое утешение, говоря: “В отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов”. Что же это такое? Где враги, их ожидает наказание, а где возлюбленные, им добродетель предков не принесет никакой пользы, если они не уверуют. Впрочем, как я заметил прежде, (апостол) не перестает утешать их словами, чтобы привлечь. Потому, раскрывая сказанное выше и иным путем, он продолжает: “Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать” (ст. 30-32). Здесь (апостол) показывает, что прежде были призываемы язычники, а потом, когда они не захотели, избраны иудеи, и что впоследствии опять случилось то же самое: так как иудеи не захотели веровать, то снова были призваны язычники. Но (апостол) не останавливается и на этом и все обращает не к тому, что иудеи отвержены, а к тому, что и они опять будут помилованы. Смотри: он язычникам дает столько же, сколько прежде дал иудеям. Так как вы, язычники, говорит (апостол), были некогда непослушны, то пришли иудеи; и опять, так как они стали непослушными, пришли вы. Однако же они не совсем погибнут, потому что Бог “всех заключил … в непослушание”, то есть, всех обличил, показал непослушными, не для того, чтобы остались непослушными, но для того, чтобы упорством одних спасти других: иудеев чрез язычников и язычников чрез иудеев. Смотри же: вы были непослушны, и они спаслись; потом они стали непослушными, и вы спасены, но спасены не для того, чтобы снова удалиться, подобно иудеям, но для того, чтобы и их привлечь, побудив к соревнованию.

Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на священное Писание. Послание к Римлянам Рим.11:30–32

Ведь вот некогда и вы были непослушны Богу, а ныне получили милосердие  туне, по неверности их (Иудеев). Поскольку не желали повиноваться, то  Бог укротил и заключил их. О том свидетельствует сказанное выше, что они  не были послушны, так что помиловал вас (язычников). Смысл этого изречения такой: (Бог) заключил их с намерением освобождения; ибо  внешними знамениями (имея и делая их), то есть жертвами, десятинами,  пророками и царями, как некогда было, (Иудеи) уже не будут более народом  Божиим. Они согрешили через тельца, между тем как доднесь (доныне) у них все это. Но теперь, как обычно прежде, не помиловал их, дабы всех  помиловать. Помилует, конечно, и их (в числе всех), если захотят  обратиться и совершить покаяние.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Послание к Римлянам. святого апостола Павла.

Рим.11:32. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

То есть обличил, объявил непослушными, чтобы спасти одних  упорством других. Ибо прежде, когда непослушны были язычники, спас, как  сказано, евреев; опять, когда не послушались Христа иудеи, спасены

язычники, когда же спасены язычники, спасутся, соревнуя им, и иудеи, и таким образом все будут помилованы.

Толковая Библия под ред. Лопухина. Новый завет. Послание Святого Апостола Павла к Римлянам.

Рим.11:32. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

32 Ибо всех заключил Бог в непослушание... Бог сделал со всем человечеством, пребывавшим в грехах, то, что люди стали чувствовать себя как бы заключенными в темницу, в оковы, стали крайне тяготиться своим греховным состоянием. След., Апостол говорит не о том, что Бог привел людей ко греху непослушания, а о том, что Он возбудил в грешниках чувство бессилия в деле спасения и сознание своей ответственности пред Богом. А сделал Он это через то, что предоставил язычникам погрязать во грехах и страстях, а евреям - пребывать в ослеплении и суетном служении букве закона [Разные мнения о судьбе еврейского народа см. в брошюре Н. Розанова "Будущность еврейского народа при свете откровений". М. 1901 г.].  

А теперь попытаюсь подытожить сказанное.

В толковании Священного Писания есть такое правило, нельзя брать отрывок фразы, без соответствующего контекста. Вот и у вас получились достаточно неверные выводы. Библия не говорит. Что все спасутся. Тем более. Что тема спания немыслима без покаяния. Этот стих (Рим.11, 32) нужно рассматривать в контексте всей главы. В ней Ап. Павел говорит о Израиле и о уверовавших из язычников. Когда он говорит "все" то говорит о них, потому что язычники, которые спасутся, представляют собою полное число (ст.25), как и спасеный остатокИзраиля (ст. 5), который представляет собою весь Израиль (ст. 26). Стих 30 говорит, что мы (спасеные из язычников) были некогда непослушны, а теперь помилованы. Ныне Израиль непослушен, но и он будет помилован (ст.31). "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" 

Это очень высокая тема. Когда Ап. Павел рассуждает об этом то он должен сказать такие слова ст.33 "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!"

Вернуться к списку вопросов