| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
28.04.2013 8:07:53

набережные челны

Иоанн Кронштатский в своих записях писал, что нужно “вообразить в сердце ясною мыслию Господа или Владычицу или Ангела ... и сердечно воззови...”. Так как же правильно?

отвечает диакон Димитрий Половников

В вашем ответе, что мололиться нужно безобразно, т.е. не представлять Исуса Христа и др., а вот Иоанн Кронштатский в своих записях писал, что нужно “вообразить в сердце ясною мыслию Господа или Владычицу или Ангела ... и сердечно воззови...”. Так как же правильно? Ведь святой Иоанн Кронштатский был великий молитвенник.

Простите, но в данном вопросе надо смотреть на общую аскетическую традицию и с точки зрения ее толковать слова святого Иоанна,  пресвитера Кронштадского. Вот небольшая россыпь из сокровищницы Церкви:

Как представлять Того, Кому молишься?

Желая узреть лицо Отца небесного, никак не домогайся того, чтобы во время молитвы увидеть тебе образ или облик.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.)

Стоя пред лицем Господа, других мыслей не допускать… а только Господа зреть с должными к Нему чувствами, что видит, слышит, готов внять и исполнить.

Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть - есть близ, и всё видит и слышит… К Нему, вездесущему, всевидящему и желающему вашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа. Когда же размышляете о Божественном. Тогда можно вообразить Господа, как потребуется… седящим на Престоле или распятым…

Помышлять о Боге надо как о Духе чистейшем, не имеющем никакого вида и образа. Изволь молиться без образов Божиих.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский. (1815-1894)

Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога.

Преподобный Мелетий Исповедник  

Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения – этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя.

Стоя пред иконой Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконой Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой; но ум твой храни безвидным: величайшая разница – быть в присутствии Господа и предстоять Господу или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе; душу приводит в ложное состояние – состояние самообольщения.

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад во время молитвы в уме представлять образ Спасителя или Божией Матери, или какого святого.

Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Схиигумен Иоанн (Алексеев). (1873-1958).

Прежний образ молитвы оставь и не дерзай восходить умом на небо и представлять непостижимое Божество во образе. Благоговейно поклоняйся на иконе образу Святой Троицы, но не представляй умом Божество в таком виде – это опасно, по учению святых отцов... Подражай в молитве мытарю, о котором сам Господь говорит, что он не смел и очей телесных возвести к небу, а об уме и говорить нечего.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

Как я понимаю, вас зацепило, в приведенной вами фразе, слово вообразить, но, при этом отец Иоанн уточняет, что вообразить надо в сердце, а в этом и весь ключ к пониманию слов святого. Вообразить, придумать, представить, нафантазировать и т.д, можно только в уме, но не в сердце и в аскетической традиции ум и сердце достаточно четко различаются и даже противопоставляются.  В голове размещается Ум, включающий интеллект и память. Другим центром человека является сердце, где находится чувство, где находится воля. Однако сердце духовное не совпадает с плотяным сердцем. Сердце духовное — это центр, в котором Бог живет в нас. Этот центр тоже называется сердцем. В этом центре, в сердце, может жить Бог, но может жить и враг. И может жить любая страсть. Иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью помраченной, жизнью греховной. И аскетическая традиция призывают молитву низводить в сердце духовное, в духовный центр человека.

 И слова Иоанна Кронштадского призывают нас вообразить (т.е. сделать главным содержанием нашего духовного сердца) в сердце ясною мыслию (но не образом и видением) Господа или Владычицу или Ангела и сердечно воззвать.


Воображение и фантазия, которым мы может открыть путь в нашем уме, в конечном счете приведут нас к прелести….. Не прельщайтесь. Святые отцы на опыте проверили пагубность пути фантазий.

Вернуться к списку вопросов