| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
19.11.2012 21:35:12

Надя, Набережные Челны

Здравствуйте. Объясните пожалуйста, что имел в виду Иисус Христос говоря: “Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит”. Я вот не вмещаю. Догадываюсь, конечно... Скажите кто в каждом случае скопцы? Первые - это инвалиды наверное?

Давайте прочитаем этот стих в контексте происходящего:

«И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.» (Мф., 78 зач., 19, 3–12)

...к Иисусу подступили искушающие Его фарисеи с вопросом: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» На этот вопрос Иисус отвечает совершенно определённо: человеку не позволительно разводиться со своей женой ни при каких обстоятельствах, кроме её измены, а человек, женившийся на разведённой, оказывается прелюбодеем. 

После этих объяснений ученики Иисуса впали в некую депрессию, потому что они хорошо поняли, как трудно мужчине удержаться в этих рамках. Ученики делают вывод о том, что лучше уж вообще не жениться, ведь если жена (муж) окажется ужасным человеком, но вот изменять не будет, то ведь мучение какое! Разве так не бывает? Ученики, поняв всё это, просто говорят:  «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться».  На что Иисус им отвечает: «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так», т.е. они совершенно спокойно могут жить без брачных  отношений, они просто такими родились.

«есть скопцы, которые оскоплены от людей», т.е такие, которые в силу сложившихся обстоятельств возненавидели секс. отношения и совершенно спокойно живут без них.

«есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного», т.е. те, кто при наличии обычной физиологии, понимают, что смогут больше сделать для Бога, оставаясь свободными от супружеских обязанностей, но при этом святыми в мыслях и поступках.

Давайте прочитаем, что говорит по этому поводу апостол Павел в седьмой главе Первого Послания к Коринфянам. Здесь он как раз развивает мысль Иисуса:

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины». Похоже, что коринфские верующие задавали апостолу вопрос о том, нужно ли жениться, и апостол совершенно ясно ответил, не так ли? Он так же говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я», а мы знаем, что апостол Павел всю жизнь провёл в странствованиях благовестия и не имел семьи. Как вы думаете, почему он выбрал этот путь? «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:  незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу».

Всё очень просто. Семейная жизнь может стать и частенько становится препятствием в миссионерской работе. Сколько нужно преодолеть одного только страха за детей! А если супруг или ребёнок начнёт сбиваться с пути Божьего?!

Но заметьте, что апостол, сам став духовным скопцом и одобряющий это, всё же говорит: «Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». Видите? Апостол не настаивает на том, чтобы все перестали жениться, но утверждает необходимость понимать то, к чему мы в данный момент нашей жизни способны. Можешь жить, не любодействуя, без жены? Не женись. Не можешь совладать со своей плотью? Женись, чтобы не подвергаться искушениям: «если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».  Нет никакого греха ни в том, чтобы не жениться, ни в том, чтобы жениться: «если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль».

И только тот, «кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает». Видите, что речь как раз идёт о духовном скопничестве? Не о том, чтобы физическими действиями лищать себя возможности иметь нормальную брачную жизнь, а о том, чтобы сердцем и умом понять, что именно тебе определил Бог. Жениться? женись. Оставаться так? оставайся.

Кстати, именно поэтому Иисус, говоря о скопцах, начинает и заканчивает Свою мысль так: «не все вмещают слово сие, но кому дано». Т.е. не все способны спокойно и уверненно жить без  брака, но только те, кому дано. От Бога дано! А не самостоятельно личными усилиями взято, потому что если брать личными усилиями, как раз получаются извращения: либо самокастрирование, либо извращённое насилие над беззащитными.

Вернуться к списку вопросов