| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
08.11.2010 11:45:01

Анастасия

С праздником!замечаю уже не в одном Храме что у алтарника который наделен только так сказать полномочиями прислужывать батюшке в алтаре есть “ленты”(простите не знаю как они правильно называются)что они означают? И что означает когда алтарник повязывает их крестом? Спаси Господи за ответ!

Ора́рь (греч. ὀράριον) — в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани. В Православных Церквях орарь носят не только диаконы, но протодиаконы, а также соответствующие им в черном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы.

Орарь – древнее одеяние, потому версии происхождения слова разнообразны. Русское «орарь» — калька с греч. (hōrarion) с тем же значением.

Словарь прот. Г. Дьяченко дает три гипотезы происхождения: 1) от лат. os (в Род. пад. oris) «уста», «рот» произошло слово orarium – «лентион», т. е. длинное полотенце, которое в древности носили на плечах дьяконы для отирания уст причащающихся; подобным лентионом Господь на Тайной вечере отирал ноги ученикам после омовения. Таким образом, орарь – образ служения братиям, данный самим Христом, и отличительный (вполне прагматический!) знак первых дьяконов. 2) от лат. oro, orare «молюсь», «молиться» — поскольку дьякон, поднимая правой рукой конец ораря, молится, т. е. ектеньями побуждает народ к молитве. 3) греки производят «орарь» либо а) от греч. (horaō) «смотрю», «замечаю», «наблюдаю» (как, в частности, считал Феодор Валсамон, патриарх Антиохийский (XII в.)), так как дьяконы, стоящие вместе со священнослужителями и следящие за молитвами, орарем дают знать дьяконам на амвоне, когда возглашать ектеньи; либо б) от греч. (hōra) «час», потому что дьякон, побуждая народ к молению, певцов – к пению, а священников – к начинанию священных действий, напоминает час, время, когда должно что делать.

Прообразом ораря в ветхозаветной Церкви был убрус (полотенце), которым в синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении закона и пророков. В новозаветной, нашей Церкви орарь знаменует ангельские крыла (помните, дьякон перед причащением перекрещивается орарем? подобно серафиму он прикрывает «крылами» глаза, ужасаясь Божиего величия), готовность к исполнению воли Божией, силу и крепость, отсутствие греховных влечений, благое бремя служения Христу и крестную ношу, благодать священного сана. Некоторые Отцы Церкви толкуют два конца ораря как Ветхий и Новый заветы: соединение их дьяконом на литургии символизирует нераздельность заветов во Христе. Орари украшаются вышитыми крестами; полосы по всей длине ораря с обеих сторон означают струи Божией благодати; поперечные полосы на некотором расстоянии от концов – знак отречения дьякона от земных пристрастий, знак неземного характера священнослужения.

Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется иподиакон, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря.

Первое облачение в орарь происходит во время хиротессии (посвящения) во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь, они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением, затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.

При хиротонии иподиакона в диакона другие иподиаконы снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «Аксиос» (греч. «Достоин»).

Но право ношения ораря может даваться  владыкой и до посвящения в степень иподиакона. В нашем храме два алтарника имеют соответствующее благословение, но носит, пока, только один.

Вернуться к списку вопросов