| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
22.08.2012 3:20:20

Наташа, Набережные Челны

Почему в Православии женщины считаются людьми второго сорта. Что за дискриминация? Почему при входе в церковь женщины должны одевать платки, пропускать мужчин вперед, а не наоборот? Почему это женщина была сделана из ребра Адама? На протяжении веков роль женщин во многих религиях, в том числе и в Православии принижалась. Это все потому что вы физически сильнее? Вы, мужики кем себя возомнили? Вместо того, чтобы промывать мозги людям и принижать достоинства женщин, лучше бы шли на стройку работать и учились лампочки закручивать.

Здравствуйте, Наталия!

Спасибо за Ваш вопрос! Позвольте разобрать его по пунктам.


«Почему в православии женщины считаются людьми второго сорта. Что за дискриминация?»

Простите, я так и не нашел, где и в какой церковной книге есть такое утверждение.


«Почему при входе в церковь женщины должны одевать платки, пропускать мужчин вперед, а не наоборот?»   

Церкви приходится считаться с социальными условностями.  Приведенные Вами примеры являются не церковыми установлениями, а культурным отголоском общества, в котором Церковь родилась. Т.е. это вопрос культуры, но не догматики. Конечно, есть искушение сломать старое и создать новое. Но Церковь – это общество, ценящее свои традиции. И, я думаю, что не стоит «прогибаться под изменчивый мир» для удовлетворения сиюминутных прихотей.  Впрочем, вы можете прийти в храм и без платка, Вас никто не выставит вон.


«Почему это женщина была сделана из ребра Адама?» 

Библейский рассказ о сотворении жены из ребра Адама в советское время был излюбленной мишенью лекторов и пропагандистов научного атеизма из «Союза воинствующих безбожников» (впоследствии стыдливо переименованного в общество «Знание»). В их изложении творческий акт создания жены был представлен чем-то вроде художественной резьбы по кости, поскольку слово «ребро» они предлагали понимать исключительно в анатомическом смысле. Но,  ничего общего с христианским вероучением подобная трактовка не имеет. Еврейское слово «цела», употребленное в этом месте Библии, действительно было переведено на европейские языки как «ребро», но в еврейском языке его значение шире и оно может быть переведено как «бок», «сторона». Эту, более широкую трактовку использовали святые Отцы, которые считали, что в первозданном человеке изначально уже присутствовали и мужское и женское начало в равной степени, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это – тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену» (святитель Иннокентий Херсонский).

Такое же мнение можно увидеть и у святителя Иоанна Златоуста, писавшего, что …«творческая премудрость разделила то, что с самого начала было одно, чтобы потом снова объединить в браке то, что Она разделила».

Еще более определенно эта мысль выражена у преподобного Ефрема Сирина: «Словами: мужчину и женщину сотворил их, Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в том ребре, которое было взято от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу; потому что Бог ничего не присовокупил к взятому от Адама ребру, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самом ребре заключалось все, что нужно было для образования из него Евы, то справедливо сказано: мужчину и женщину сотворил их».

Христианство же утверждает, что жена – действительно половина мужа, причем не в аллегорическом, а в самом прямом значении, потому что в браке таинственным образом восстанавливается метафизическое единство мужского и женского начала, которое существовало в Адаме до их разделения. И в сотворении жены из Адама, конечно же, нет ничего уничижительного для прекрасной половины человечества. Напротив, святой Феодорит Кирский видел смысл этого Божественного творческого акта в том, «…чтобы тождество естества показать».

Есть в готической архитектуре такой элемент – стрельчатый свод. Суть его в том, что две стены под острым углом склоняются над перекрываемым проемом и, сомкнувшись, служат опорой друг для друга. Так же и жена была создана для поддержки мужа, как об этом говорит Писание: …Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему (Товит 8:6) Слово «помощник» здесь не указывает на второстепенную роль жены, так же как и слово «подпора» не является свидетельством того, что первозданный Адам не мог самостоятельно сохранять вертикальное положение, и жена была дана ему в качестве костыля. Фразу «…сотворим помощника, подобного ему» в еврейском тексте Библии вполне можно перевести и как: «…сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Как каждая из стен стрельчатого свода имеет себе опорой противоположную стену, так же муж и жена, по замыслу Божию, должны были во взаимной любви восполнять бытие друг друга.

Но если все это действительно так, если Церковь учит о тождестве естества и равенстве чести между мужчиной и женщиной, тогда еще более непонятным и несправедливым может показаться определение Божие о подчиненности жены мужу. Однако такое впечатление возникает лишь если не иметь в виду одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что определение это прозвучало не при сотворении первых людей, но лишь после их грехопадения. А первая попытка возвыситься в браке над своей Богом данной половиной, как это ни странно, была сделана… самой женщиной.


«Лучше бы шли на стройку работать и учились лампочки закручивать».

У нашего храма есть два приписных деревенских прихода. В одном из этих приходов, расположенном в селе Умяк сейчас проводятся реставрационные работы. Храм, построенный во второй половине 19 века и освященный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, нуждается в восстановлении. На данный момент проводятся работы по восстановлению стен и кровли храма. Так что, стройки у нас хоть отбавляй, да и лампочки мы тодже можем вкручивать.  :)

Вернуться к списку вопросов