| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
24.12.2011 10:09:07

Ольга, Набережные Челны

Добрый день. На днях одна женщина сектантка (я поняла что из еговых), спросила моего мужа а зачем ты носишь крест, ведь Иисус воскрес, а ты носишь орудие его убийства.., И я задумалась над этим вопросом, разумом я понимаю что это защита каждого Христианина и символ веры нашей, но как объяснить ей доходчиво. Батюшка разъясните пожалуйста для чего мы носим крест и почему его нельзя выставлять из под одежды. Спасибо.

Здравствуйте, Ольга. 

Откуда появилась традиция ношения нательных крестов, доподлинно неизвестно. Древняя церковь её не знала и, с известной долей вероятности, можно предположить, что она возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их с собою, «почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение», писал св. Иоанн Златоуст. Вероятно, эти реликвии обрамлялись в маленькие драгоценные оклады в форме креста, то есть первые нательные кресты. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста они вкладывали какие-либо другие святыни – как правило, частицы святых мощей.

Как бы то ни было, главным в этой истории является то, что возникнув как проявление личного благочестия, ношение нательного креста вскоре стало настолько нормативным в христианской среде, что отсутствие крестика стало однозначно расцениваться как грех и даже как измена Православию. Уже с давних времен священнику полагалось спрашивать у пришедшего на исповедь: «Носишь ли на себе крест Христов – орудие нашего спасения?» И мы знаем из нашей трагической истории, что когда враги Церкви требовали отречения от веры, то человека принуждали, как правило, не к произнесению какой-то словесной формулы, а к снятию с себя нательного креста. И наоборот, когда человек обретает веру, то его первое внешнее, почти интуитивное действие, совершаемое обычно даже без сторонней подсказки, это надевание креста. Трогательно выглядит нежелание верующих расстаться с крестом хоть ненадолго. В прежние времена существовал даже так называемый «банный» крест: он делался из дерева и надевался в бане вместо металлического, так как последний обжигает в парной. (Есть, правда, здесь небольшая хитрость: крест не будет обжигать, если переместить его на плечо или на спину так, чтобы он постоянно находился в контакте с телом – тогда металл не разогреется до высокой температуры, но, кажется, подобный прием казался нашим предкам непочтительным по отношению ко кресту). В советское время многие люди, вынужденные скрывать от окружающих свою веру, не расставались с крестом, а прикалывали его булавкой к подкладке одежды.

Крест, который мы носим на себе – это и внешний знак нашей принадлежности к Церкви, и наше исповедание своей веры, и знак нашей любви ко Христу, и себе напоминание о том, что мы христиане, и о том, к чему это обязывает. А ещё здесь есть и обратная связь. Это ведь и нам самим знак от Господа, знак Его любви к нам. Знак и напоминание, что Он никогда не оставляет нас Своей благодатной помощью. Никогда, даже если мы обо всем этом забываем. Лишь бы хватило сил опомниться и протянуть руку за этой помощью.

Нередко приходится слышать вопрос: какой нательный крест можно носить, а какой – нельзя? Какой крест – «правильный», и какой – нет? Конечно, если крестик приобретен в церковной лавке, то такой вопрос и не возникнет. А возникает он обычно, если покупка совершена в ювелирном магазине или где-то в заграничной поездке. В этих случаях может встретиться крест безо всяких надписей и изображений или, например, крестик с католическим распятием – на нем обе ноги Спасителя пригвождены ко кресту одним гвоздем, а не двумя, как принято изображать в православной традиции. Такое изображение распятия не соответствует исторической действительности, но справедливости ради хотелось бы заметить, что и на традиционных православных распятиях гвозди тоже исторически недостоверно изображены вбитыми в ладони Спасителя, а не в предплечья возле запястья, как было на самом деле. Что тут скажешь? Крест любого вида достоин почитания, коль скоро он возвещает о своем первообразе – Кресте, на котором была принесена голгофская жертва. Но если что-то смущает, то лучше предпочесть наше традиционное, православное изображение.

Нательные кресты не прячут специально от посторонних взглядов, но и не носят напоказ. Случается, что женщины надевают ещё один крест или кулон со священным изображением поверх одежды, и в этом нет ничего предосудительного, лишь бы было это уместно и выглядело достойно, а не гротескно, и сама носительница такого изображения относилась к нему, как свидетельству своей веры, а не простому украшению.

На чем носить крест – цепочке или шнурке – в принципе безразлично. Стоит учесть, правда, что цепочки гораздо легче и чаще рвутся, поэтому крест на цепочке проще случайно потерять. И если такая потеря произошла, то не нужно искать в ней мистическую подоплеку. Надо сразу же надеть новый крест, а на ближайшей исповеди стоит покаяться в своем нерадении, приведшем к потере, если таковое имело место. Но раз кресты теряются, то кто-то их и находит. И если довелось найти потерянный кем-то крестик, то нельзя суеверно бояться, будто с ним на нашей шее может оказаться бремя забот и проблем его прежнего владельца. Хотя такое бремя тоже именуется крестом, который человек несёт в своей жизни, но смешивать эти понятия здесь ни в коем случае нельзя. Найденный крест – просто святыня, как всякий другой, и если невозможно отыскать хозяина находки, то лучше хранить этот крестик среди домашних икон, а если он нравится, или если вдруг потерялся свой крест, то безо всяких сомнений надеть его на себя.

Наконец, стоит лишний раз предостеречь от отношения к нательному кресту, как некоему амулету, который помогает своему владельцу независимо от степени его веры и нравственности. Если мы не будем прикладывать максимум усилий для борьбы со своими грехами, если жизнь Церкви так и не сделаем своей жизнью, то крест, который мы носим на себе, послужит нам не во благо, а только в большее осуждение.

Вернуться к списку вопросов