| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
09.12.2011 22:53:08

Здравствуйте.
скажите, пожалуйста, можно ли носить крестик виде 2 перпендикулярных прямых (как латинский)?
какие вообще есть требования к нательному кресту7
спасибо.

Здравствуйте, уважаемый читатель нашего сайта. 

Такой крест носить можно. Но, если крест приобретен не в церковной лавке, то его надо освятить в ближайшей церкви.

Откуда появилась традиция ношения нательных крестов, доподлинно неизвестно. Древняя церковь её не знала и, с известной долей вероятности, можно предположить, что она возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их с собою, «почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение», писал св. Иоанн Златоуст. Вероятно, эти реликвии обрамлялись в маленькие драгоценные оклады в форме креста, то есть первые нательные кресты. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста они вкладывали какие-либо другие святыни – как правило, частицы святых мощей.

Крест, который мы носим на себе – это и внешний знак нашей принадлежности к Церкви, и наше исповедание своей веры, и знак нашей любви ко Христу, и себе напоминание о том, что мы христиане, и о том, к чему это обязывает. А ещё здесь есть и обратная связь. Это ведь и нам самим знак от Господа, знак Его любви к нам. Знак и напоминание, что Он никогда не оставляет нас Своей благодатной помощью. Никогда, даже если мы обо всем этом забываем. Лишь бы хватило сил опомниться и протянуть руку за этой помощью.

Нередко приходится слышать вопрос: какой нательный крест можно носить, а какой – нельзя? Какой крест – «правильный», и какой – нет? Конечно, если крестик приобретен в церковной лавке, то такой вопрос и не возникнет. А возникает он обычно, если покупка совершена в ювелирном магазине или где-то в заграничной поездке. В этих случаях может встретиться крест безо всяких надписей и изображений или, например, крестик с католическим распятием – на нем обе ноги Спасителя пригвождены ко кресту одним гвоздем, а не двумя, как принято изображать в православной традиции. Такое изображение распятия не соответствует исторической действительности, но справедливости ради хотелось бы заметить, что и на традиционных православных распятиях гвозди тоже исторически недостоверно изображены вбитыми в ладони Спасителя, а не в предплечья возле запястья, как было на самом деле. Что тут скажешь? Крест любого вида достоин почитания, коль скоро он возвещает о своем первообразе – Кресте, на котором была принесена голгофская жертва. Но если что-то смущает, то лучше предпочесть наше традиционное, православное изображение.

Нательные кресты не прячут специально от посторонних взглядов, но и не носят напоказ. Случается, что женщины надевают ещё один крест или кулон со священным изображением поверх одежды, и в этом нет ничего предосудительного, лишь бы было это уместно и выглядело достойно, а не гротескно, и сама носительница такого изображения относилась к нему, как свидетельству своей веры, а не простому украшению.

Наконец, стоит лишний раз предостеречь от отношения к нательному кресту, как некоему амулету, который помогает своему владельцу независимо от степени его веры и нравственности. Если мы не будем прикладывать максимум усилий для борьбы со своими грехами, если жизнь Церкви так и не сделаем своей жизнью, то крест, который мы носим на себе, послужит нам не во благо, а только в большее осуждение.

Вернуться к списку вопросов