| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
15.11.2009 19:08:23

Здравствуйте!
у меня такой вопрос.В свое время мы назвали кошку и собаку человескими именами, когда начали немного воцерковляться узнали, что делать это запрещено.Как быть и вменяется ли это в грех, нужно ли каяться на исповеди?
Спаси Господи!

Здравствуйте.

Приведу не свой ответ, а ответ  священника Михаила Воробьева, настоятель храмав честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Нарекая кота Васькой, а поросенка Борькой, мы меньше всего думаем о том, что называем его именем святого угодника. При этом даже в обыденной речи мы говорим не об имени, а о кличке.

Имя – это слово, которое раскрывает смысл какого-либо явления. Сущность имени раскрывается в первой книге Библии в следующем эпизоде. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2, 19-20). Наречение имени в Библии означает подчинение человеку живого существа, которое становится возможным через знание о нем, открываемое в имени.

Очевидно, что чем большим онтологическим содержанием обладает объект, тем более сложным именем он может быть назван. Бог, обладающий бесконечным содержанием, называется в Священном Писание множеством имен (Элох, Элохим, Яхве, Саваоф, Адонаи, Эл Шаддаи и т. д.), каждое из которых выражает какое-то Божественное свойство. Самое содержательное из этих имен – Яхве (считавшиеся непроизносимым в ветхозаветной традиции) означает общий принцип Божественного бытия. Яхве – значит Бог, имеющий Сам в Себе принцип Своего бытия.

Человеческие имена даются по тому же принципу. Это видно из того, что ни у одного народа ни одно имя не является бессодержательным набором звуков. Михаил – это тот, кто как Бог; Василий – это царственный; Виктор – победитель; Богдан – данный Богом; Чингачгук – это большой змей, а Монтигомо – ястребиный коготь. Мистическая сущность имени проявляется в том, что человек неизбежно начинает соответствовать своему имени.

Наречение имени в христианской традиции связывает родившегося человека с почитаемым Церковью святым, который, имея от Бога благодать помощи людям, особым образом участвует в жизни того, кто назван его именем, становясь его небесным покровителем. Почитание имени своего святого, празднование именин - древняя традиция Христианской Церкви.

Еще одно фундаментальное свойство имени состоит в том, что каждое имя индивидуально; оно всегда выражает знание о том, кто его носит. Парадоксально, но, например, имена писателя Крылова и писателя Бунина различны, хотя звучат и пишутся совершенно одинаково. Именно на этом онтологическом статусе имени основана традиция церковной молитвы. Молясь о здравии живых и упокоении усопших, мы не сообщаем Господу их фамилий и отчеств, справедливо считая, что Господь определит того, кому мы хотим помочь по одному имени, хотя бы этим именем были названы миллионы людей.

В повседневной, главным образом, деловой жизни имена часто заменяются идентификаторами, которые выглядят, как имена, но предназначены не для выражения духовной сущности человека, а исключительно для отличия одного от другого. Фамилия Имя Отчество, записанные в паспорте, – это не имя, а идентификатор, необходимый, чтобы не перепутать одного человека с другим. Наличие полных тезок и однофамильцев делают ФИО не вполне надежным идентификатором, поэтому там, где нужен точный учет, вводятся цифровые коды (например, табельный номер на заводах, или буквенно-цифровое обозначение заключенных в концлагерях), которые полностью индивидуальны.

Таким образом, сущность наших паспортных данных, включая ФИО, ничем не отличается от ИНН или другого индивидуального кода. В записке, подаваемой на проскомидию, - имя, а в паспорте – созвучный имени идентификатор.

Любая кличка: партийная, криминальная, детская или кличка животного, - чаще всего идентификатор, даже если она (Косой, Черныш, Япончик) выражает какое-то свойство человека, который ее носит. Полагаю, что ни один разумный человек не оскорбится на то, что кто–то из животных будет иметь кличку, созвучную его имени, поскольку некоторые особи человеческого рода бывают не достойными никакого имени. Тем не менее, называть животных человеческими именами не стоит, поскольку в этом заключается пренебрежение высоким онтологическим статусом имени, предназначенного в православной традиции для связи верующего человека с его небесным покровителем.

Кроме того, существует достаточно много имен (Феодор, Михаил), в состав которых которые входит слово Бог, и в применении их к неразумным, хотя и симпатичным тварям будет заключаться невольное святотатство.

P.S.

В некотрых списках грехов данное деяние, наречение животного имененм человеческим, рассматривается как грех, поэтому на исповеди необходимо покаятся в этом на исповеди.

В дальнейшем возможно, а это достаточно часто происходит с людьми , которые сначала назвали животное, а потом начали воцерковлятся, исправить имя животного, или уменьшительно ласкательно: был Василий – стал Васька, или заменив, как пример, одну из букв в имени – Баська.

Вернуться к списку вопросов