| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
09.06.2009 12:47:26

Объясните,пожалуйста,кто такие масоны? Вроде,это какая-то религиозная организация?

Приведу обширную выписку из работы о.Андрея Кураева: "Правда и фантазии "Кода да Винчи".

— Бурная кампания вокруг "Кода да Винчи", для многих неожиданная, но многих же и заинтриговавшая, непроизвольно наводит на мысль о возможных ее зачинщиках. Проще говоря, cui prodest — кому выгодно?

— "Код да Винчи" — это типичное конспирологическое произведение, главная идея которого состоит в том, что миром правят тайные ложи.

В романе это — "Приорат Сиона", структура вполне масонская, но белая и пушистая. Она влияет на президентов (упоминается имя Миттерана) и банкиров, противостоит христианской Церкви и помогает рекламе книг Лэнгдона ("положительный отзыв Жака Соньера на книгу о поклонении женскому божеству означал не только коммерческий успех. Это подразумевало причастность к ее рекламе такой организации, как Приорат Сиона" [с. 351]).

Сопротивление этой могущественной ложе оказывает не менее секретная католическая организация "Opus Dei".

В романе Брауна много фантазии. Но сама история раскрутки "Кода да Винчи" подтверждает правоту ее главного тезиса. Ведь с точки зрения художественной роман господина Брауна — очевидная "нулевка": картонные персонажи, у которых отсутствует внутренняя психологическая глубина и достоверность, выложены в сюжете так, чтобы из них сложился заранее задуманный пазл. Все сюжетные повороты клишированы и подгоняются под некую суперцель пропагандистского характера. Перевод кошмарен. Чего стоит хотя бы то, что в оригинале "Opus Dei" именуется "группой", а в русском переводе — "сектой". Научной ценности эта книга тем паче не представляет.

Однако рекламная кампания, сопровождавшая выход сначала книги, а теперь и фильма, свидетельствует, что в этот проект были влиты очень серьезные финансы и ресурсы. Вряд ли это были лишь средства автора "Кода да Винчи" или его издателей.

Происходящее вокруг романа нельзя охарактеризовать иначе, как очередной залп в многовековой "холодной войне" между масонами и Католической церковью. В рекламной кампании вокруг книги господина Брауна проявила себя реальная масонская структура, действующая в нашем мире.

Я не сторонник утверждения, что все, происходящее вокруг, связано с масонами. Не надо доводить себя до такого состояния, чтобы всюду видеть "жидомасонский след" (кстати, след-то очевиден: в любом здании есть две закрытые двери с буквами "Ж" и "М"! Ну не иначе, как они, проклятые, наследили! [1]).

Но ненаучно было бы и игнорировать присутствие этих закрытых элитарных структур в социальной ткани общества, начиная с XVIII в. и вплоть до настоящего времени.

Есть открытые масонские издания, в которых они сами хвалят себя (см., например: Берберова Н. Люди и ложи. Харьков; М., 1997).

Есть множество интернет-сайтов (например — www.masons.ru, "Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков (масонов)").

Есть открыто существующие вербовочные пункты — "Ротари-клуб" и "Лайонс-клаб". Например, губернатор Ярославской области А. Лисицын официально является главой отделения "Ротари-клуба" в своем регионе (за что, похоже, и был объявлен "лучшим губернатором России") [1].

Устав "Великого Востока народов России" был открыто издан в 1913 г. Ну, почти открыто — он был замаскирован под историческое исследование — "Евграф Сидоренко. Италианские угольщики начала XIX в. (опыт исторического исследования). СПб., 1913". Одним из предполагаемых авторов является Виктор Обнинский (странно, что хотя он и покончил с собой в 1916 г., тем не менее в советские годы именно в его честь был назван подмосковный город Обнинск). Желающие подробнее ознакомиться с черновиком этого Устава могут взять общедоступное издание: журнал "История СССР" за 1989 г., № 6 (с. 119–134), и 1990 г., № 1 (с. 139-155). Название публикации: "Русское политическое масонство 1906–1918 гг. (документы из архива Гуверовского института войны, революции и мира). Вступительная статья и комментарий В. И. Старцева" [1].

О масонстве президента Миттерана я узнал лишь из книги Брауна. Но в ноябре 2002 г. французский журнал "Le Point" вынес на свою обложку тему номера: "Ширак и франкмасоны" (см.: Le Point. 2002.8 ноября). На фотографиях, сопровождавших соответствующие тексты, были: пять министров-масонов в правительстве Ж. Ширака, масонские лидеры на приеме в Елисейском дворце (19 ноября 2001 г.)... Кстати, по сведениям британской "Таймс", Ширак хлопотал о том, чтобы роль Софи ("правнучки Христа") досталась актрисе Софи Марсо — подруге дочери Ширака. "В качестве ответной услуги Ширак якобы обещал режиссеру... содействие в решении вопросов, связанных со съемками в Лувре" [1].

Так что при чтении книги Брауна не стоит впадать в крайности. Не надо считать, что Господь Бог ушел в отпуск, передав власть над миром масонам. Но и не надо считать, что слово "масон" употребляют только неумные люди, а на самом деле масонов не было и нет…

И вот теперь мы видим, какими путями реализуется одна из главных и нескрываемых целей масонов — маргинализация традиционной христианской Церкви. Подробнее об этом можно узнать в замечательной подборке документов на эту тему — книге "Правда о масонах", автором которой является ученик Рерихов А. Клизовский, относившийся к масонскому движению с большой симпатией.

"Конвент Великого Востока" в 1903 г. заявил: "Триумф Галилеянина длился 20 веков. Иллюзия длилась слишком долго... Он исчезает в свою очередь, Бог лжец. Он присоединяется в пыли веков к другим божествам Индии, Египта, Греции и Рима, которые тоже видели много обманутых ими существ, лежащих ниц перед их алтарями. Братья-масоны, нам должно быть приятно, что мы не чужды этому падению ложных богов!". В 1922 г. "Конвент Великой Ложи Франции" призывал: "Энергично будем поддерживать в каждом свободу совести, но без колебания будем объявлять войну всем религиям, ибо они суть истинные враги человечества. <…> Будем работать, будем ткать нашими быстрыми и ловкими пальцами саван, который покроет в один прекрасный день все религии; таким образом мы добьемся во всем мире уничтожения духовенства и предрассудков, внушаемых ими" [1]. И хотя в 1922 г. в России "уничтожение духовенства" стало уже практикой, это не повлекло за собой изменения масонско-"гуманистических" доктрин.

В истории с "Кодом да Винчи" мы имеем возможность наблюдать, как ведется агитпропагандистская война сейчас. Это их ответ на "Страсти Христовы" католика Мэла Гибсона.
Впрочем, именно у этих дверей и произойдет полный крах "Кода да Винчи". Мужская комната обозначается тут тем символом, который Браун считает исключительно женским (треугольник вершиной вниз) а вот женская комната обозначена "мужским мечом" (треугольник вершиной вверх). ^
"Идейным вдохновителем и создателем ярославского "Ротари-клуба" "Лидер" стал глава региона Анатолий Лисицын. Он узнал о деятельности такой организации во время одной из зарубежных командировок. Судя по официальной информации, ему приглянулась благотворительная деятельность, которой активно занимаются ротарианцы по всему миру. Зная, что активными членами этого клуба в России являются мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, Анатолий Лисицын решил также воспользоваться преимуществами данной всемирной структуры. Дав согласие стать президентом "Ротари-клуба", ярославский губернатор привлек в него близких соратников, ведущих бизнесменов и промышленников региона. Все они — богатейшие люди Ярославской области, контролирующие десятки промышленных предприятий и крупных компаний, имеющие серьезный политический авторитет и влияние в регионе. Вряд ли эти уважаемые люди не знают, что всемирная сеть "Ротари-клубов", объединенная в организацию "Ротари интернэшнл", считается международной масонской ложей. Это движение называют наиболее рационалистической и самой молодой американской формацией масонства. "Ротари-клуб", насчитывающий более 1 млн членов, относят к так называемому белому масонству, к объединениям, через которые масоны стремятся воздействовать на общество" (Соловьев Е. Белое масонство появилось в Ярославле // Независимая газета. 2001. 8 декабря). ^
Информация в Интернете: http://biblionne.narod.ru/ books/645 .html. ^
Сулькин О. Голливудские взломщики // Итоги. 2006. 15 мая. С. 67. ^
Цит. по: Клизовский А. Правда о масонстве. Ответ на книгу В. Ф. Иванова "Православный мир и масонство". 2-е изд. Рига, 1990. С. 12. ^

— А что такое масоны?

— Ну, прежде всего это не ругательство. С социологической точки зрения это по-своему даже нужная структура. В традиционном обществе было всего две иерархические пирамиды: военная (дворянская) и церковная. Сегодня их множество: государственно-административная (с десятками независимых друг от друга министерств), военная, церковная, научная, массмедийная, банковская, торговая, рекламная, промышленная... Человек делает карьеру в своей иерархии. Доходит до уровня принятия решений. И тут ему оказывается мало газетной информации. Ему нужен более широкий кругозор, нужен доступ к сведениям хотя бы "для служебного пользования" из пирамидки смежников. Нужны контакты с соседями по иерархическому этажу. И где же их завести? Вот тут и подходят разные "клубы по интересам". Играешь в гольф, а попутно обсуждаешь совсем не спортивные проблемы.

Но ряд из этих закрыто-элитарных клубов оказался связан с более древней "клубной" традицией, пропуском в которую было принятие религиозных воззрений, альтернативных по отношению к господствующему христианству.

В Европе были и до сих пор существуют тайные религиозные сообщества?

— Сначала свидетельство не о сообществе, а об одном человеке. Юлиан Отступник в тот период, когда он уже отринул христианство как "былой вздор" и склонился к реставрации язычества, но еще не стал царем,— "стал он иным, но гляделся прежним, ибо нельзя было ему явить себя — по такому случаю Эзоп, наверно, сочинил бы басню уже не об осле в львиной шкуре, но о льве в ослиной шкуре. Однако он-то знал, что хоть правда лучше, зато мнимость безопаснее" (Либаний. Надгробное слово по Юлиану. 19).

Среди же целых групп, которые мнили себя "львами в ослиных шкурах" христианства, исторически первой были гностики. Они же были первой религиозной группой из числа тех, что разместились на границе христианства и традиционного языческого мира (а именно в этом пространстве сегодня размещаются движения типа нью-эйдж).

"Он <Василид> учит вкушать идоложертвенное и спокойно отрекаться от веры во время гонений; предписывает, следуя Пифагору, 5-летнее молчание приходящим к нему" (Евсевий Кесарийский. Церковная история. 4, 7). "Говорят они <ученики Василида>, "ты знай всех, а тебя пусть никто не знает". Потому такие люди готовы отрицаться и не могут страдать за имя, так как они подобны всем. Но немногие могут знать это" (Святитель Ириней Лионский. Против ересей. 1, 24, 6).

Для христиан такая "уступчивость" гностиков казалась тем более возмутительной, что сами христиане предпочитали мученическую смерть лжесвидетельству о своем согласии с верой их гонителей. "Посвященные" же с презрением смотрели именно на мученическую прямолинейность христиан: ""Какие преступники,— спрашивает Асклепий,— достойны самых тяжелых наказаний?".— "Те,— отвечает Гермес,— которые, будучи осуждены людскими законами, насильственно лишаются жизни и о которых поэтому можно сказать, что они не должную дань возвратили природе, а получили заслуженное своими деяниями наказание"" (Асклепий. 29). "Такова,— комментирует Ф. Зелинский, — отповедь герметизма христианам, взывавшим от царского суда к суду своего Бога: не награда за подвиг, а избыток наказания ждет их на том свете, так как их насильственная смерть, нарушающая законы природы, есть новый грех с их стороны" [1].

Но не только языческим судьям лжесвидетельствовали "посвященные". "Валентиниане более всего стараются скрыть содержание своего учения. <...> Если их спросить откровенно, они с сосредоточенным лицом и нахмуренными бровями отвечают: "Это слишком возвышенно". Если расспрашивать обстоятельно, они путем двусмысленных ответов удостоверяют свое согласие с нашей верой" (Тертуллиан. Против валентиниан. 1).

Рожденное несколько позже манихейство (боровшееся с гностицизмом, но и впитавшее в себя немало гностических идей) также практиковало эзотерический "туман", прикрываясь то христианскими, то буддийскими одеждами. В итоге в 732 г. китайский император издал указ с предупреждением: "Учение Мар Мани <…> ложно принимает имя буддизма и обманывает народ" [2]. На Западе же манихеи "завербованного в секту неофита неторопливо и осторожно увлекали все дальше от догматов папской церкви. Манихейские таинства преследовали две цели: незаметно изменить стереотипные привычки и мировоззрение новичка, а затем научить его условному языку манихеев, требовавшему кропотливого и долгого обучения под руководством наставника. Далеко не каждый допускался до этой ступени. <…> лишь "совершенные" знали, что за разговорами о церковной реформе скрывается идея совершенно иной, противостоящей католичеству, церкви" [3].

"В конце IV в. тайных манихеев в Египте было так много, даже среди монахов... что патриарх Тимофей принужден был принять особые меры, чтобы отличить их от православных" — для чего он разрешил монахам есть мясо (правда, только по воскресеньям),— то есть совершать поступок, осуждаемый манихейской догматикой [4]. Но в "публичных диспутах, конечно, положение представителей манихейской точки зрения было нелегким. Ведь они репрезентировали религию, в догмах и ритуалах которой не содержалось ничего христианского и которая, несмотря на это, выдавала себя за истинное христианство" [5].

В IV в. блаженный Иероним Стридонский пишет, что у современных ему оригенистов есть "правило, — что не должно легкомысленно бросать бисер перед свиньями и давать святыню псам (ср.: Мф. 7, 6),— но говорить с Давидом: в сердцы моем скрых я словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе (ср.:Пс. 118, 11), так же, как и в другом месте он говорит о праведнике: "Который говорит истину с искренним своим", то есть с людьми, близкими по вере. Они хотят, чтобы из этого выводили, что мы, как еще не посвященные, должны слушать ложь, чтобы, подобно малолетним, питающимся молоком, младенцам, не обремениться питательностию более твердой пищи. А что они (оригенисты) с клятвопреступлениями и ложью соединяются между собою на оргиях —это очень ясно показывает шестая книга "Стромат" (в которой наш догмат он приравнивает к мнениям Платона). <…> Они многое с клятвой говорят то, что после нарушают с другою ложною клятвою. Отказываются от подписи и ищут отговорок. <…> Они так ограничивают слова, так изменяют порядок их, придумывают такие двусмысленности, что держатся исповедания и нашего, и наших противников, и еретик слышит одно, а православный — другое" (Блаженный Иероним. Письмо 77. К Паммахию и Океану).

Гностическая секта прискиллианистов в начале V в. исповедовала принцип: "Jura, perjura, secretum prodere noli" ("клянись, клятвопреступай, но не выдавай тайны") (см.: Блаженный Августин. Письмо 237. К Церетию). Это правило подробно изъяснялось прискиллианистом Диктинием в некоей книге под названием "Libra". Слова Павла: отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему (Еф. 4, 25) — прискиллианисты понимали так, что истину можно открывать только "ближним", то есть членам их секты, другим же можно лгать (см.: Блаженный Августин. Против лжи. 3) [6].

Параллельно с западными прискиллианами, на востоке Римской империи мессалиане (евхиты, "энтузиасты") столь же спокойно давали ложные клятвы о своей вере,— "стараясь скрывать свою болезнь, они и после обличения бесстыдно запираются и даже чуждаются тех, которые думают согласно с их внутренними убеждениями" [7].

Позднейшие богомилы (Х в.) действовали так же — "страха деля <для> человечска и в церков ходят и крест и икону целують, якоже ны <нам> поведають, иже от них обратишася на нашу истинную веру, глаголюще, яко "вся си творим человек деля, а не по сердцу, в тайне же крыемы свою веру"" [8].

В XII в. "евреи Марокко, принуждаемые... к отказу от своей веры и принятию ислама, обратились к... <Маймониду> с вопросом: что делать? Он посоветовал им, в случае крайней необходимости, повторять слова, произнесения которых требовали от них мусульмане. Маймонид пояснил, что эти слова останутся лишенными всякого смысла, если сердца их будут по-прежнему верны иудаизму" [9].

Альбигойцы (катары) XIII в., при всей своей ненависти к церковному христианству, все же разрешали посещать храмы и участвовать в католических обрядах. На клятвы же, которые они давали христианам, катары, "то есть адепты религии, которая запрещала все клятвы, смотрели… как на неизбежную формальность, лишенную морального смысла" [10].

Девиз розенкрейцеров XVII в. гласил: "Знать. Желать. Сметь. Молчать" [11]. Позднее Е. Блаватская именно этот принцип называет: "Универсальная каббалистическая аксиома" [12] (это и ее личная просьба [13]).

Прямо проповедовать антихристианские идеи было небезопасно. Поэтому эзотерики таились: днем публично декларируя свою верность христианству и посещая храмы по воскресным дням, они вели и "ночную" религиозную жизнь. Так в жизнь некоторых интеллектуальных кругов вошло странное правило: оно разрешало и даже предписывало ложь и лицемерие. Эзотерики говорили "посвященным": "Клянись и лжесвидетельствуй, но не раскрывай тайны"… (Человек, сделавший весьма немало для пропаганды черных культов в России,— писатель Иеремия Иудович Парнов, автор рекламной книги "Трон Люцифера", говорит, что это "великий и очень человечный принцип" [14].)

Так развивались школы западного "эзотеризма", члены которых публично от христианства не отрекались, но принципиальные религиозно-философские вопросы решали совершенно иначе, чем христиане. Им ближе были греческие философы, псевдоегипетские мистики и маги, а не библейские Апостолы и Пророки. Самые известные эзотерические течения — это розенкрейцеры и масоны.

Из истории войн мы знаем, что не всегда можно верить тому, что некий человек говорит сам о себе. Бывает, что распространяется сознательная деза. Бывают и люди, носящие форму армии, которую они считают своим врагом. Вроде бы человек хороший и улыбчивый, и истинный ариец, и даже характер у него нордический… Но, поднимая тост: "За нашу победу",— он держит в голове совсем иное, нежели его сотрапезники.

Вот такой же урок следует помнить и изучая историю религии. В мире религий тоже встречаются люди, которые на словах чтут Христа и заверяют в своей православности, но свои сердца отдали совсем иным культам и идеям. Для "толпы" они говорят одно, для "посвященных" — противоположное.

Самое замечательное их открытие — это изобретение эзотерического "христианства". Рецепт был прост как суп из топора. Надо лишь сказать, что Иисус (вариант: Будда, Моисей, Магомет и так далее) оставил "тайноеучение", которое было забыто всеми, кроме масонов (розенкрейцеров, теософов...). Это учение не было зафиксировано в текстах и документах. Именно потому, что оно было тайным, его нельзя изучить или проверить по библиотекам и архивам. И состоять будет оно в том, что мы захотим.

Вот, например, типичный розенкрейцеровский текст XVIII в., из которого видно, как именно эзотерики позиционировали себя в окружавшей их христианской культуре. О своем ордене они говорят, что это и есть "первая Апостольская церковь; так было приблизительно до третьего папы; первые священники около него составляли гауптди-ректорию Ордена в христианской церкви… Папа Лев изъял магические познания из церкви и вернул их в орден; после этого церковь стала Вавилоном, а так как в русской ветви ее менее всего изменился старый обряд, то он должен более всего соответствовать Ордену. Впрочем, ни в какой церкви уже нет таинства; оно отнято у церкви высшей магической властью и силой" [15]. У Брауна это делает не папа Лев, а император Константин…

Конечно, не розенкрейцерам принадлежит изобретение рецепта "эзотеризма". Не могу утверждать, что они прямо заимствовали его у каббалистов, но именно в этой традиции много раньше появления розенкрейцеров родилось представление о том, что Моисей на Синае получил от Бога два откровения. Одно он записал в Торе, а вот другое он сохранил в тайне и лишь устно сообщил немногим "избранным" (сам термин "каббала" означает "преданное"): "Каббалисты выступили с фикцией, что преподносимое ими учение — не что иное, как откровение свыше, ниспосланное святым и избранникам (праотцам…), и носителем которого в течение веков оставалось привилегированное меньшинство" [16].

Независимо от каббалистов в Индии и на Тибете пришли к подобной же методологии. Вообще, в истории религии ссылки на устное и тайное предание — это способ модернизации, ухода из-под давления фиксированной, письменной традиции (причем факт и глубина этой модернизации порой не осознаются самими модернизаторами).

Замечательна в этом отношении дискуссия между двумя ранними буддийскими школами. "Пудга-лавадин <персоналист, считающий, что личность человека реально существует> утверждает, что неупоминание пудгалы <личности> в его понимании у Будды следует соотнести с его афоризмом, по которому он <Будда> передал своим ученикам лишь ничтожную часть того, что ему было известно (этого переданного столь же немного в сравнении с непереданным, как листьев шимшапы в его ладони в сравнении с листьями всего шимшапового леса), а сарвастивадин же <буддистский ортодокс, отстаивающий традиционное буддистское учение об анатмане — отсутствии личности> парирует тем, что, по словам того же Будды, он передал им только то, что было для них полезно, следовательно, учение о пудгале к тому не относится" [17].

Вот и по мнению позднейших буддистов, Будда сообщил именно то, во что верят [18] именно их школы (возникшие спустя столетия после жизни Будды). Просто "колесо учения" было повернуто трижды. Первый раз — в годы последней земной жизни Будды. Но буддизм махаяны отличается от более раннего буддизма хинаяны. Как же обосновать свое право на инакомыслие, как оправдать модернизм в традиционалистской культуре? Если налицо второй "поворотучения", то кто же согласится с таким авторством? С точки зрения традиционализма уместнее всего сказать, что мы как раз ничего нового не вносим; наша новизна—в сравнении со взглядами наших оппонентов, но не в сравнении с учением нашего общего наставника. Просто то, что мы сейчас говорим публично, он сам некогда сказал втайне. И эти эзотерические знания и пребывали в сокрытости — пока нам не было дано разрешение на их публикацию.

Более радикальным оказался миф буддистов махаяны. Их классический текст — сутры "Праджня-парамита", написанный на рубеже новой эры, эры по Р. X.,— по верованию махаянистов был произнесен на 500 лет раньше. "По легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят людьми, и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги [19]... и боги, пока не пришел Нагарджуна… которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. <...> <змеи> сохранили их <эти сутры> в своих подводных дворцах. Первым человеком, который… спустился в эти дворцы, чтобы прочесть и постичь смысл данных сутр, был Нагарджуна… Он… принес <их> в земной мир" [20].

Спустя еще 500 лет появившаяся школа ваджраяны (тантрического буддизма) вынуждена была сказать о "третьем повороте колеса". Их доктрины также были произнесены Буддой, но в "нечеловеческих" мирах Вселенной они хранились уже 1 000 лет [21].

Итак, существуют два пути реформирования религиозных традиций.

Первый — объявление об обретении некоей священной и первоначальной книги, которая провозглашается более авторитетной, нежели сборники религиозных правил, принятые в среде, окружающей реформаторов. Так действует израильский царь Езекия, объявляя, что при ремонте Храма священник нашел книгу закона Господня (2Пар. 34,14). Так действуют мормоны, базируя свою веру на открытии "золотого свитка". Так действует Блаватская, выстраивая свою "Тайную Доктрину" как якобы всего лишь комментарий к обретенной ею древней рукописи "Книга Станцев Дзиан". Так действует "Приорат Сиона", намереваясь опубликовать свой "Грааль".

Второй путь реформирования — это наделение уже известных и канонизированных сакральных текстов новыми интерпретациями, которые, однако, не признаются новыми, а объявляются древними. Неизвестность же этих "древних" толкований объясняется ссылкой на сокровенность учений и узость кружка "посвященных", имевших доступ к "подлинному" толкованию (так в посленовозаветном иудаизме появляется представление о том, что Моисей дал еще и устное предание; аналогична была и аргументация реформаторов буддизма).

Если победы не удавалось добиться сразу и реформа встречала сопротивление со стороны людей и властных структур традиции — "реформаторы" становились на путь эзотерического "разрыва". Публично демонстрируя свою лояльность к традиции как она есть, они использовали свою причастность к ней для того, чтобы постепенно создать в ней внутренний круг своих "посвященных".

Западные "посвященные" по-разному локализовали место и способ хранения "древних подлинных учений Иисуса", но действовали так же, как и буддистские реформаторы: историческое христианство как нечто слишком общедоступное противопоставлялось в их восприятии их собственным "древним и тайным доктринам".

И вот оказалось, что по подобному же рецепту можно очень изящно создать "христианство" по своему вкусу да еще при этом обвинить в "бездуховности" всех несогласных.

Пользуясь таким способом "аргументации", можно доказать вообще что угодно. Я, например, могу доказать, что именно я являюсь "Хранителем Древних Духовных Знаний".— Внимайте, други, настал и мне час открыть вам величайшую тайну, которой не хранит ни один архив и ни одна библиотека. Это эзотерическое знание дано только моей душе. Итак, знайте отныне, что я — это перевоплощение Леонардо да Винчи и Николая Константиновича Рериха. И за то время, которое я провел в нирване, я многое пересмотрел. Я понял, что в прежней своей жизни во многом ошибался. Поэтому сейчас я вынужден отрабатывать свою карму и писать книги с опровержением своих же былых заблуждений [22]...

И как же теософы смогут опровергнуть такой аргумент?! А ведь достоверность и проверяемость теософско-масонских реконструкций эзотерического "христианства" ничуть не доказательнее…

Но заметим важную особенность эзотерических групп: они не прямо противопоставляют себя христианству, но именно себя и выдают за "духовных христиан".

Бывают ереси, которые рождаются из не слишком удачной попытки "улучшить" христианство. Такие теории стоят на евангельской основе, их создатели любят Евангелие и Христа, но, как сказал Лев Карсавин об Оригене, оказалось, что "у этого метафизика сердце лучше головы" [23]. Бывают ереси, которые представляют собой просто ошибки. В них есть слишком поспешные выводы и слишком быстрые обобщения...

Но бывает иначе. Бывает, что в мир вторгается идея, которая дышит ненавистью к Евангелию и к Церкви и которая лишь притворяется, что симпатизирует христианству. Такая доктрина призывает к реформе Церкви и вероучения не для того, чтобы помочь большему числу людей действительно жить по Евангелию, а для того, чтобы сподручнее было в конце концов сломать хребет Церкви, реформированной (точнее — деформированной) по новоявленным проектам.
Зелинский Ф. Соперники христианства: Статьи по истории античных религий. СПб., 1995. С. 144–145. ^
Виденгрен Г. Мани и манихейство. СПб., 2001. С. 197. ^
Парнов Е. Трон Люцифера. М., 1985. С. 63. ^
См.: Мелиоранский Б. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви… С. 115. ^
Виденгрен Г. Мани и манихейство. С. 181. ^
Подробнее см.: Прокошев П. Прискиллиан и прискиллианисты (церковно-исторический очерк) // Православный собеседник. 1900. № 10. С. 1–46 (своя пагинация). ^
Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 148. ^
Беседа на новоявившуюся ересь Богумилу Козмы Пресвитера // Бегунов Ю. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973. С. 322. ^
Евреи по страницам истории / Сост. С. Асиновский, Э. Иоффе. Минск, 1997. С. 101. ^
Ольденбург З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. СПб., 2001. С. 66; ср. также с. 56–57. ^
Цит. по: Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога". Летопись сотрудничества: Сб. М., 1996. Т. 1. С. 87. ^
Блаватская Е. Письма А. П. Синнету. М., 1997. С. 76. ^
См.: Там же. С. 361. ^
Парнов Е. Трон Люцифера. С. 50. ^
Цит. по: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999. С. 213. ^
Гурлянд А. Каббала// Еврейская энциклопедия. Репр. М., 1991.Т.9. Стб. 28. ^
Шохин В. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998. С. 101. ^
Редкое упоминание веры в буддистских текстах, обычно преподносящих свое учение как "знание": "Благодаря вере приобщаются к Законоучению" (Нагарджуна. Драгоценные строфы. 1, 4–7 [цит. по: Андросов В. Будда Шакьямуни и индийский буддизм: Современное истолкование древних текстов. М., 2001. С. 193]). ^
Наги — химеры с туловищем змеи и головой человека, живущие в подземном мире и отличающиеся мудростью. ^
Андросов В. Будда Шакьямуни и индийский буддизм… С. 40, примечание 7; с. 266. ^
См.: Там же. С. 123. ^
Я когда-то пошутил так. А потом иркутская журналистка О. Лычак подхватила эту шутку. Вот итог ее эзотерического "изучения" истории религий: "Страничка кураеведения. Имя Андрей некоторые европейские специалисты считают производным от германского andere — другое, то есть человек, помогающий раскрыть иное, истинное "я". В фамилии Кураев дальневосточная традиция усматривает сокращенный вариант от Сакураев, то есть совершенный цветок. Ближневосточная же традиция утверждает, что фамилия эта восходит к известному арабскому кур'ан и связывает ее с древним суфийским пророчеством о том, что в отдаленном будущем появится среди книжников человек, в совершенстве владеющий искусством чтения и толкования священных текстов. Литература об о. Андрее Кураеве необычайно многообразна. Мы приводим лишь несколько вполне корректных высказываний. "Все, что делает Кураев,— образец для самураев" (Бусидо). "Ежели все мудрецы мира скажут "созидай", и только один Андрей Кураев — "разрушай", то разрушай не колеблясь, ибо разрушение Андрея Кураева есть созидание" (подлинный перевод Талмуда). "О. Андрея смело уподоблю хирургу, вскрывающему язвы духовные" (Козьма Прутков).
Коль в руках вы не держали
мудрых книг отца Андрея,
то включайте телевизор —
там, на фоне передач
душегубных, душевредных,
вдруг предстанет рыцарь веры,
сокрушающий сектантов
острым словом как мечом.
Только будьте осторожны,
есть одно на нем заклятье:
те, кто лик его увидит,
сознают ненужность слов,
вневербально постигая,
как какие-то буддисты,
мир огромный и чудесный,
суть которого — любовь.
"Слово об отце Андрее"".
Эту "страничку" я получил по электронной почте 14 февраля 2002 г. ^
Карсавин Л. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994. С. 76. ^

— Есть ли такие люди среди более-менее известных деятелей культуры и истории?

— Прежде всего — это создательница "Теософского общества" Е. Блаватская. В собрании ее писем опубликован ее масонский диплом. Центральный пассаж в этом дипломе звучит так: "Мы, Трижды Прославленный Верховный Великий Генеральный Магистр, и мы, Верховные Великие хранители, 33-й и последней степени Верховного Святилища Англии, Уэльса и пр., награжденные великой Звездой Сириуса и пр., и пр., Великие Командующие Трех Легионов Рыцарей Масонства, данной нам высшей властью, которой мы объявляли и провозглашали, объявляем и провозглашаем нашего Брата, Е. П. Блаватскую, Подмастерьем, Кавалером Ордена, Совершенной Мастерицей, Великой Избранной Шотландской Леди, Великой Избранной, Кавалером Розового Креста, Прекраснейшей Госпожой, Совершенной и Почтенной Владычицей и Коронованной Принцессой Обряда Усыновления" [1]. Блаватская о себе: "Мой масонский опыт — если называть этим словом членство в нескольких Восточных организациях и эзотерических братствах—ограничен исключительно Востоком. Тем не менее это не мешает мне, подобно всем другим Восточным "Масонам", знать обо всем, что связано с Западным масонством, включая те бесчисленные глупости, которые напридумывали о масонском братстве за последние полстолетия, и, учитывая получение от "Верховного Великого Магистра" диплома… называть себя Масоном" [2]. "Перед тем, как покинуть нас, индиец дал нам несколько десятков имен живущих в Индии людей, причем все они были либо каббалистами, либо масонами, но не из дурацких Лож Европы и Америки, а из Великой Восточной Ложи, в которую англичане не допускаются" [3]. "Теперь об Инициации. Г-ну ван Столку... гораздо лучше было бы поехать за этим в Англию, а не во Францию. Во Франции у нас двадцать восемь или тридцать теософов, но я не верю, что они уже образовали отделение. Леймари… инициировали несколько раз <и несмотря на это>, г-н Синнет... рассказывает, что, когда в мае он был в Париже, Леймари перепутал знаки и пароли" [4].

Многие масоны рассматривали свое масонство как обычную игру. Но Блаватская всем сердцем приняла масонскую доктрину и мистику. "Я посвятила всю жизнь мою изучению древней каббалы и оккультизма" [5]. "Зохар" (главная книга каббалистов) для Блаватской — "бездонный склад сокровенной мудрости и тайн" [6]. Дежурный перечень ее авторитетов звучит так: "Оккультисты, розенкрейцеры средних веков и даже средневековые каббалисты говорили…" [7].

В понимании Блаватской, единственно приличное приближение к "Всеобщему Братству" — масонство [8]. Причем Блаватская всегда уточняет, что есть масонство хорошее и плохое. Дурное масонство — это то, которое признает Бога Творца и видит в Боге Личное начало [9].

Для профанов она говорила, что проповедует соединение и взаимообогащение всех религий. Но попробуйте найти хоть одну строчку среди ее тысяч страниц, в которой она признала бы, что христианство хоть чем-то обогатило языческий религиозно-магический опыт...

Соратник Блаватской — Г. Олькотт — также был масонским "посвященным": он состоял в Коринфском ордене системы "Королевская Арка", о чем свидетельствует выданный ему масонский диплом за № 159, датируемый 12 января 1860 г. А на дипломе "Масона-Магистра Гугенотской Ложи" № 448, выданном 20 декабря 1861 г., находится подпись Олькоттав качестве "Старшего Смотрителя" [10].

Известно о принадлежности к масонству другой виднейшей проповедницы теософии — А. Безант [11]. Принадлежал к масонам и Р. Штейнер [12].

Не забудем также, что масонские симпатии и антипатии, интересы и предубеждения передавались не только "посвященным", но и их детям — в тех семьях, где воспитывались "волчата" [13].

Е. Блаватская, например, происходит из рода, который уже не в первом поколении был связан с масонами. По материнской линии Блаватская состоит в родстве с семейством князей Долгоруких [14]. Члены этого рода с екатерининских времен упоминаются в связи с масонским движением [15]. От прадеда, князя П. Долгорукова, Блаватская унаследовала огромную библиотеку по оккультизму, в которой с детства и набиралась оккультной премудрости. "Мой прадед со стороны матери, князь Павел Васильевич Долгорукий, имел странную библиотеку, содержавшую тысячи книг по алхимии, магии и прочим оккультным наукам. Я прочла их с острейшим интересом прежде, чем мне исполнилось пятнадцать. Вся чертовщина Средних веков нашла себе прибежище в моей голове, и скоро уже ни Парацельс, ни К. Агриппа ничему уже не могли меня научить. <...> Знаете, почему я вышла за старого Блаватского? Потому что, в то время как все молодые люди смеялись над "магическими" суевериями, он верил в них! Он так часто говорил со мной о эриванских колдунах, о таинственных науках курдов и персов, что я приняла его, чтобы использовать как ключ к ним" [16].

Другая семья, также не в одном поколении связанная с масонско-розенкрейцеровскими кругами,— это род Голенищевых-Кутузовых. Имена членов этой фамилии встречаются в масонских кружках с конца XVIII в [17]. К этому роду принадлежала Е. Рерих [18]. "У меня имелся ритуальный кинжал, принадлежавший Воронцову, и в детстве я любила повторять отрывки из привезенных им из Индии ритуальных напевов, каким-то образом дошедших до моей семьи" [19].

Н. Рерих также унаследовал благоговейный и живой интерес к оккультизму у своих предков.

Дед Н. Рериха — Федор Иванович Рерих "входил в Рижскую масонскую ложу, руководителем которой был великий мастер барон Унгерн-Штернберг, предок известного русского белогвардейского генерала барона Унгерна" [20]. Знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу Рериху (отцу художника), хранится в Государственном музее Востока (и демонстрировался в московской Государственной библиотеке иностранной литературы на выставке, посвященной розенкрейцерам в России). Сам Н. Рерих в розенкрейцеровскую ложу "вступил в 1930-х гг., в Америке, получив сразу высшую степень посвящения" [21].

Не случайно в учении Агни Йоги очень тепло упоминаются розенкрейцеры: "Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их" (Знаки Агни Йоги. 473).

На деле связь Рериха с масонами была небескорыстной: "В субботу вечером папа был у масона 32-й степени — химика Хилле… Дал адрес одн[ой] дамы в N [ew] Y[ork]. Видимо, папа часто сидит на сеансах. И сеансы эти много помогли нашему консулу Волкову и д-ру де Бей. Папа пишет: "Наш Ал [лал] М[инг] во многом мне помог, конечно, он не насыпал долларов, но зато у меня масса друзей и учеников"" [22].

"Сеансы", о которых идет речь,— это спиритические сеансы, а "Аллал Минг" — это дух, являвшийся с таким именем ("Он духов третьего плана Водитель" [23]). В понимании же этого "Алл ал а Минга", который в своих последующих "явлениях" принял имя "Махатмы Мории", "лучшие люди" — это "масоны, раввины, квакеры" [24] (а также: "Прав Рерих, уча обратиться к евреям... Обратитесь к Рокфеллеру опять, повторяю" [25]). Так что налицо замкнутый круг: масоны рекомендуют вызывательниц духов, духи рекомендуют масонов…

Масоны проявляли интерес к карьере Рериха еще в России. Е. Рерих вспоминает, что "непосредственно после революции имя его <Рериха> было именем кандидата на пост министра изящных искусств, который тогда предполагало создать Временное правительство" [26]. Если учесть, что Временное правительство было правительством чисто масонским, то приглашение им именно Рериха в свой круг характеризует не столько художественные вкусы членов правительства, сколько мир рериховских контактов…

Розенкрейцеры считали Рериха своим [27]. И ныне на официальном русском сайте ордена розенкрейцеров Н. Рерих упоминается в списке наиболее выдающихся личностей, бывших членами ордена или имевших непосредственную связь с ним: "Николай Рерих (1874–1947 гг.), художник, писатель, гуманист, философ, исследователь, археолог, борец за Мир, будучи в течение долгих лет членом Ордена Розы и Креста и посланником Братства, представлял Орден на различных собраниях" [28].

Парижский Музей Рериха был одним из центров воссоздания русского масонского движения в эмиграции: "В начале 1930-х гг. представители различных идейных групп... создали журнал "Утверждения". Первого мая 1932 г. сотрудники данного периодического органа и Союз российских национал-мессианистов (национал-большевиков) основали Пореволюционный клуб. <...> Собирались члены клуба в помещении друзей Рерих-музея, вероятно, благодаря помощи члена последнего Г. Г. Шклявера, также члена Юпитера" [29]. Что такое "Юпитер" и кто такой Шклявер?

В этот период Георгий Гавриилович Шклявер возглавлял парижский Музей Рериха. Именно Шклявер является создателем документа, известного как "Пакт Рериха", говорящего о "Знамени Мира". "План Пакта Международного Мира, который защищал бы все сокровища искусства и науки посредством Международного Флага, и составлен Музеем имени Рериха для его представления иностранным государствам через посредничество Америки. <...> Главное намерение этого проекта — создать Флаг… План, проектированный Музеем имени Рериха, составлен согласно кодам международного права Гр. Г. Шклявером, доктором международного права и политических наук Парижского университета, лектором Института Международных Высших Наук, Почетным Советником Музея имени Рериха. Согласно составленной им Статьи 1 Пакта…" [30].

"Юпитер" же — это масонская ложа "Шотландского Устава", воссозданная в эмиграции в 1926 г. "Юпитер строил свои работы вокруг рассмотрения проблем личности, культуры, масонства, коллектива и их взаимоотношений" [31]. Как видим,— круг тем, весьма близкий к тематике рериховских книг. Заметим также, что и политический курс Г. Шклявера и тех лож и организаций, куда он входил, был единомыслен с рериховским — это был курс "советского патриотизма" [32].

Без добротных связей с масонскими кругами проект "Знамени Мира" не был бы поддержан политической верхушкой США и марионетками Штатов из Латинской Америки.

Напомню еще, что не только варяжские струги и гималайские вершины живописала рериховская кисть. Н. Рериху принадлежит авторство однодолларовой купюры. Впрочем, у этого эпизода своя история... В феврале 1926 г. в Кашгаре Рерих по просьбе советского консула создает эскиз памятника В. Ленину. Он успел даже поставить постамент на территории советского консульства, прежде, чем китайские власти запретили установку памятника. Постамент был сделан в форме усеченной пирамиды… В жизни Рериха эта форма всплывет позднее еще раз. В 1935 г., во время своего третьего и последнего пребывания в Америке [33], он через своих друзей подает американским чиновникам идею изобразить усеченную пирамиду на однодолларовой зеленой купюре, что и происходит. Так и по сей день красуется на купюре усеченная пирамида, над которой, однако, на этот раз помещена не голова Ленина, а треугольник с изображением глаза — древнейший масонский символ "Строителя Вселенной" [34]. Остается уточнить, что речь здесь идет о традиционных масонских символах.

Как русскому эмигранту удалось добраться до создания американских денег [35]? Дерзну предположить, что именно "ложа" предоставила в распоряжение Рериха хорошие связи среди высших госчиновников США. Настолько хорошие, что Н. К. Рерих мог решать — использовать ему возможность встречи с президентом США Ф. Рузвельтом [36] или отклонить: "Друг [37] предложил Н. К. видеть президента, но Н. К. не нашел нужным" [38].

Судьба семьи Рерихов в эмиграции поразительна. Согласитесь, редко какой беглый художник может позволить себе выстроить музей своего собственного имени в виде 29-этажного здания (имевшего 300 комнат) и с ежегодным доходом в 100 000 долларов [39]! А ведь происхождение этих денег не может быть объяснено популярностью Н. Рериха. Сверхспроса не было ни на его картины [40], ни на его книги, ни на его лекции [41].

И тем не менее Рерих в состоянии брать взаймы фантастические суммы: в 1929 г. он сказал З. Фосдик, что он должен вернуть 900 000 долларов ("5.7.29. Затем Н. К. говорил, что Логв[ан] произнес цифру в 900 000 $, которую непременно нужно ему отдать. Вся кампания и для этого — значит, он забыл о даре" [42]. Доллар 20-х гг. и доллар современный мало похожи друг на друга по своему весу. Сегодня эта сумма выражалась бы в миллионах [43]…

И тем не менее: "20.6.29. По приезде Н. К. был встречен на пирсе тремя членами комитета мэра Нью-Йорка. В трех автомобилях и с полицейскими мотоциклами в сопровождении мы проехали через весь город... Все это с полицейским эскортом, сиренами. Останавливая для нас все движение в Нью-Йорке на 5-й авеню и повсюду" [44]. Ну кого же еще из русских эмигрантов так встречали в Америке? И это отнюдь не было данью славе художника: "Очень не понравилась Н. К. паблисити в "Times": все говорят об ученом, исследователе. А о художнике ни слова" [45].

Но, может, это честь "крупному ученому" [46] и исследователю… Но где же его ученые труды? Какой ученый труд Рериха взбудоражил Америку? Какое его научное открытие? Неужели его юношеские раскопки севернорусских курганов принесли ему славу ученого с мировым именем? Неужели в тех русских курганах он нашел нечто такое, что через десятилетия принесло ему славу в Америке?

Он исследователь-этнограф? Но где в 1929 г. были опубликованы научные труды Трансгималайской экспедиции (и были ли они вообще опубликованы в научных изданиях)?

"Ложи" поддерживали Блаватскую. Из того же источника, похоже, шла и "раскрутка" Рериха. А сегодня — Брауна.
Блаватская Е. Письма. М., 1995. С. 45–46. Блаватская была принята в лондонскую ложу 24 ноября 1877 г. по обряду усыновления, то есть "побочному Обряду", который был создан еще до Великой французской революции несколькими масонскими организациями специально для женщин (см.: Там же. С. 53). ^
Там же. С. 48. ^
Там же. С. 246. ^
Блаватская Е. Письма. С. 289. ^
Цит. по: Соловьев Вс. Современная жрица Изиды. М., 1994. С. 298. ^
Блаватская Е. Эзотерическое учение (Тайная Доктрина). М., 1993. Т. 3. С. 173. ^
Блаватская Е. Комментарии к "Тайной Доктрине". М., 1999. С. 107. Выражение "розенкрейцеры средних веков" звучит довольно забавно, если вспомнить, что первое мистико-алхимическое общество розенкрейцеров возникло лишь в 1622 г., а сам Розенкрейц, якобы путешествовавший в Индию в 1378 г.,— не более чем персонаж памфлетов, написанных И. Андреэ в 1613–1616 гг. (см. статью "Розенкрейцеры" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона [СПб., 1899. Т. 27. С. 11]). ^
См.: Блаватская Е. Каббала. Философские труды Соломона бен-Иуда ибн-Гебироля (или Авицеброна) // Избранные статьи. М., 1996. Ч. 2. С. 82. ^
"Масонство, несмотря на... современные нововведения (в особенности — библейский Дух), приносит пользу как в моральном, так и в физическом плане" (Блаватская Е. Истоки обрядности в Церкви и масонстве // Блаватская Е. Новый цикл. М., 2001. С. 83). ^
См.: Блаватская Е. Письма. С. 43. ^
"В специальном французском масонском журнале "Acacia" (Акация) от 6 января 1910 г. на стр. 77 напечатано, что 21 сентября 1909 г. состоялось торжественное открытие ложи № 351, ритуала г. Чикаго. Ложа открыта А. Безант, которая состоит — главным инспектором 33-й степени, Вице-Президентом высшего соединенного всемирного Масонского совета и делегаткой масонства для Великобритании, Индии и других английских колоний" (Кудрявцев К. Что такое Теософия и Теософическое общество. СПб., 1914. С. 41). ^
См.: Carlson M. "No Religion Higher Than Truth": A History of the Theosophical Movement in Russia, 1875–1922. Princeton, 1993. P. 139. ^
"Волчонком" называется сын масона. ^
См.: Кайдаш С. Елена Блаватская в России // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного центра Рерихов. М., 1997. № 2–3. С. 381. ^
См.: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 41. ^
Блаватская Е. Письма. С. 337–338. Это письмо цитируется в книге Мэрфи с важным добавлением: "В моей голове нашла приют вся черная магия, вся чертовщина Средних веков" (Мэрфи Г. Е. Блаватская. Челябинск, 1999. С. 53). ^
П. Голенищев-Кутузов был розенкрейцером и мастером московской "Ложи Нептуна" (см.: Вернадский Г. Русское масонство в царствование Екатерины II. С. 17). Членство в масонских структурах И. Голенищева-Кутузова весьма вероятно (см.: Там же. С. 130,149). "Масонское Братство принесло огромную пользу России… фельдмаршал князь Мих. Илл. Голенищев-Кутузов, так называемый спаситель России, был масоном" (Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога"... Т. 1. С. 385). Надо заметить, что репутация Кутузова как "спасителя России" небесспорна: "Среди тех генералов, кто неодобрительно и негативно отзывался о М. И. Кутузове, были многие герои 1812 года: П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, М. А. Милорадович, А. П. Ермолов, М. И. Платов, Д. С. Дохтуров, Н. Н. Раевский и другие... генералы ставили ему в вину проигрыш Бородинского сражения <русские войска, имея численный перевес, понесли большие потери — 45 000 против 30 000, а к вечеру на 700-1200 м отступили со всех своих позиций.— А. К.>, оставление без боя Москвы, разлад армейской системы управления, пассивность и бездеятельность в ведении военных действий" (Безотосный В. Российский титулованный генералитет в 1812–1815 гг. // От Москвы до Парижа (1812–1814 гг.). 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. [Вып. 2]. С. 34). Подробнее см.: Троицкий Н. Михаил Илларионович Кутузов. Факты. Версии. Мифы // М. И. Кутузов и русская армия на 2 этапе Отечественной войны 1812 года: Материалы научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения М. И. Кутузова. Малоярославец, 1995. С. 31–48; Он же. Домыслы вместо правды (ответ Ю. Н. Гуляеву) // От Москвы до Парижа… [Вып. 2]. С. 58–64; Смирнов А. Так где же "домыслы"? // Там же. С. 65–70. ^
Иванов М. Родословная Елены Ивановны Рерих // Утренняя звезда. Научно-художественный иллюстрированный альманах Международного центра Рерихов… № 2–3. С. 362. ^
Рерих Е. Письма. М., 2002. Т. 4: 1936. С. 434. ^
Дубаев М. Рерих. М., 2003. С. 8. ^
Там же. ^
Рерих Е. Письма. М., 1999. Т. 1: 1919–1933. С. 30–31. ^
Агни Йога. Высокий Путь. М., 2002. Ч. 1: 1920–1928. С. 13. ^
Рерих Е. Письма. М., 2001. Т. 3: 1935. С. 639. ^
Агни Йога. Высокий Путь. Ч. 1: 1920–1928. С. 94, 98. ^
Цит. по: Декроа Н. (Кордашевский Н. В.). С экспедицией Н. К. Рериха по Центральной Азии. СПб., 1999. С. 313. ^
См.: Рерих Е. Письма. М., 2001. Т. 3: 1935. С. 386. ^
http: // www.amorc.org.ru / osnovy.php ^
Серков А. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб., 1999. С. 20. ^
Рерих Н. Знамя мира // Рерих Е., Рерих Н., Асеев А. "Оккультизм и Йога"… Т. 2. С. 138–139. ^
Серков А. История русского масонства после Второй мировой войны. С. 17. ^
См.: Там же. С. 30. ^
Пребывание оказалось последним, поскольку вскоре против Рериха были выдвинуты обвинения в уходе от уплаты налогов. Похоже, что Рерихи оказались слишком навязчивы с советами своих "махатм" руководству США… ^
См.: Decter J. Nicholas Roerich. The Life and Art of a Russian Master. Rochester, 1989. P. 134. ^
Интересная информация для ответа на этот вопрос содержится в книге: Williams R. Russian Art and American Money, 1900–1940. Cambridge, 1980. К сожалению, пока мне не довелось увидеть это издание. ^
Оккультные опыты и симпатии президентов США — тема отдельного исследования. Е. Рерих цитирует некую книжку "Эпизоды из американской истории": "Мистер Линкольн развлекал нас рассказом об особом медиумическом опыте с медиумом по имени Конклинг….. Вдруг младшая дочь миссис Лури, сидевшая в другой части комнаты, встала и начала медленно приближаться к нам. Ее глаза были плотно закрыты. Она остановилась напротив Президента, подняла правую руку и драматически произнесла обращение к мистеру Линкольну: "В духовном мире существует конгресс мудрых духов, которые заботятся о благосостоянии нашей нации...." Когда мы расходились, Президент повернулся ко мне и сказал: "То, что я услышал, оставило глубокое впечатление". Это происходило в конце декабря 1862 г". (Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерихов с Рихардом Рудзитисом. Минск, 2000. Т. 2: 1938–1940. С. 451). ^
"Друг" — это вице-президент США Г. Уоллес. ^
Фосдик З. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника, 1922–1934. М., 1998. С. 612–613. ^
См.: Там же. С. 521. ^
"Все галереи и школы — наши враги" (Фосдик З. Мои Учителя… С. 526). ^
"Всего устроены четыре несчастные лекции, по 200, 300 $… "Это 1905 г.,— сказал Н. К.,— и то, когда я приехал в Чикаго, и дал пять лекций за минимальную плату — 200 $ за лекцию,— и получил 1000 $, а меня тогда никто не знал. Великому художнику хочется говорить, и он разъезжает повсюду и платит людям, чтоб его слушали"" (Фосдик З. Мои Учителя… С. 430–431). ^
Фосдик З. Мои Учителя… С. 441–442. ^
При этом, например, в 1923 г. Рерих послал своей матери в СССР только 40 франков, в то время как его гораздо менее известный и богатый брат из Харбина слал матери деньги почти каждый месяц (см.: Дубаев М. Рерих. С. 227). ^
Фосдик З. Мои Учителя... С. 421. ^
Там же. С. 423. ^
Шапошникова Л. Этическая философия Космической Эволюции // Три ключа. Педагогический вестник. М., 1999. Вып. 3. С. 30. ^

 

— А Вы сами масонов видели?

— Я знаю людей, которых приглашали в масонские ложи. В 1990 г. в Бухаресте я беседовал со священником, которого приглашали в ложу сразу после того, как он окончил университет одновременно по двум специальностям — теология и филология. В межвоенный период Румынией открыто правили ложи. В центре Бухареста до сих пор стоит "масонский храм" (не христианский храм с масонской символикой — таких много, и эту символику несет на себе даже один из приделов храма, где я служу,— а здание, специально построенное для встреч членов ложи). Лишь переворот Й. Антонеску, а потом и наступление коммунистической диктатуры положили этому конец. Выпускник отказался от предложения, от которого отказываться было нельзя. И ему устроили распределение — он стал военным священником в воюющей армии. Дошел до Сталинграда, где и попал в плен. Десять лет карагандинских лагерей. Затем репатриация и еще десять лет лагерей за то, что был офицером королевской армии. Далее его время от времени то отпускали, то снова забирали. На свободу из-под домашнего ареста он вышел уже только в день расстрела Н. Чаушеску. Кстати, в 1990 г., в первые "послереволюционные" месяцы, в главной демократической газете Румынии "Romania Libera" я сам видел объявления в стиле: "Хочешь увидеть мир, поработать в Европе? Вступай в Великий Восток!".

Из Румынии же в начале 2000-х гг. вернулся мой бывший студент по МГИМО и рассказал, что на различных приемах румынские высокие чиновники постоянно приглашали его вступить в "Ротари-клуб".

Отказываются, впрочем, далеко не все. В апреле 2003 г. в аэропорту города Ларнака встречает меня советник нашего посольства на Кипре. Беседуем о погоде, ждем багаж. И тут я замечаю на лацкане его пиджака небольшую золотую шестеренку с шестью спицами (значок "Ротари-клуба"; см.: http: //www.rotarian.org.ru). Он перехватывает мой взгляд: "Вы знаете, что это такое?".— "Да".— "И как Вы к этому относитесь?".— "Плохо!".— "Ой, ну Вы знаете, мы дипломаты, мы должны всюду бывать, со всеми знакомиться, а такого рода странные организации как раз есть прекрасное место для завязывания неформальных контактов…". Аналогичный ответ я получил от одного профессора МГИМО, когда спросил его, зачем он пишет заведомо ложные и хвалебные рецензии на деятельность Международного центра Рерихов: "МГИМО — это часть МИДовской структуры. Я человек несвободный, а разные оккультные кружки есть прекрасное место для работы дипломатов…".

Один политтехнолог, активно работавший на Б. Ельцина в президентской кампании 1996 г., а затем уехавший на Запад, говорил мне в марте 2005 г.: "Здесь, если твой бизнес достигает годового оборота в 2 млн евро, тебе предлагают вступить в "Ротари". Если ты отказываешься — тебе мило улыбаются, прощаются, ободряюще хлопают по плечу. Но затем вдруг у тебя на пустом месте начинаются проблемы. То поставщик задержал комплектующие. То кредита ни в одном банке взять нельзя. То складских помещений найти не можешь... В общем, через два года ты уже на нуле. Но никто не объяснит тебе, из-за чего вдруг ты пошел под гору".

Вернуться к списку вопросов